• Music:

окончание отчета - Дневки, большой ветер и антистапель

катамаран хорошо идет по течению и по порогам, но плохо - против встречного ветра и волн,
и последние два дня были у нас едва ли не самыми спортивными и напряженными.

11 августа Полудневка на отличной стоянке

Мы встали около 10 — погода отличная, не удалось детям дождь наколдовать, и даже песни про снег не повлияли.
Мы отплыли в 12.40. прошли порог Сухой, и вскоре увидели три подряд хорошие стоянки с соснами на левом берегу. Причалили к дальней — с пляжем и самыми большими площадками. На краю песчаного обрыва — сосны с оголившимися корнями...

Под ними — прекрасные норы для детей... Посреди поляны там стоит огромная сосна с табличками от посещавших это место групп. На этой же сосне есть баскетбольное кольцо,

а сама поляна огромна, и на ней можно играть в футбол (Дети вскоре этим и занялись). В общем, мы даже не сразу смогли решить, какое кострище нам больше нравится, до того там было хорошо.

Лес, правда, был весьма замусорен, но сама поляна почти чистая.
Дров поблизости нет, мужики ходили за болото в следующий лесок, зато морошка есть и черника — но тоже чуть пройти надо.

Дети немедленно избрали навесы под корнями сосен своими жилищами, и там долго играли.
Мужики плавали в поисках рыбы на катамаране, а Вася в это время с берега выудил двух щурят.
Мы с Юлей ушли в заросли и там рисовали цветы вереска. Очень сложно. Берег с соснами мне куда милее.
и нарисовать проще...

Вокруг стоянки в кустах — сплошной общественный туалет, а отойдя чуть дальше, я столкнулась на дорожке с гадюкой. Она на меня пошипела — и уползла.
Во мху торчат подосиновики и белые, и их шляпки, когда режешь, напоминают каравай ржаного хлеба.
Дети играли в мяч, и собирали всякие поганки, чтоб играть в волшебников и готовить свое зелье.

Марк играл вслепую в шахматы с Ваней.
За ужином Лева несколько раз спотыкался, и все ронял, и обливал окружающих чаем, потом невинно улыбался — и шел дальше.
Вечером стали обсуждать горнолыжные планы на зиму, и чуть не поругались — пришлось срочно сменить тему. Зато Настена рассказывала всякие смешные байки про своего замечательного отца.

12 августа ДНЕВКА, оладушки
Мы все мечтали поспать подольше по случаю дневки, и после долгих вечерних посиделок, но Марк проснулся рано, заскучал, оголодал, и принялся рубить дрова, так что к 9.30 он перебудил уже почти всех...
Я встала и лениво сварила манку.
Юля после завтрака ушла очень надолго — рисовать, купаться, чернику собирать. Зато после обеда мы с ней рисовали опять...
Дети играли весь день, время от времени привлекая взрослых. Например, в Колдунчики с ними играли я, папа Вова и Саша Левин, и папа Саша был отличным колдуном.
Еще Саша Левин показывал всякие акробатические штуки — делал колесо и фляк, ходил на руках, делал сальто, прыгал и прогибал спину совершенно фантастически.
Дети впечатлились — и тоже стали пробовать ходить на руках, делать колесо, и проходить под низкой палочкой.
Еще дети сами и с папой Вовой несколько раз играли в футбол и в штандер (Гришка водил очень долго, потому что никак не мог никого осалить мячиком),
Марк играл с Ваней вслепую в шахматы, а Ваня на листочке рисовал ходы.

Потом мы несколько раз играли в прятки с выручалочками, причем иногда к игре присоединялись взрослые — я, Вова, Саша, дедушка Марк. Со взрослыми игра шла веселее и в то же время более мирно.

Габи показала нам тоже пару игр — одна похожа по сути на «Золотые ворота», только текст другой: London bridge is falling down

А еще Габи научила нас играть в подвижную хороводную игру «duck, duck, goose». Все игроки становятся в круг, потом приседают на корточки. Водящий ходит по часовой стрелке за спинами присевших игроков, и гладит каждого по голове, приговаривая 2-7 раз «duck», потом говорит «goose», и этот игрок должен вскочить и догнать водящего. А водящий, не теряя времени даром, мчится вокруг всего хоровода, чтоб прибежать первым и занять место «гуся». Если «гусь» успел за круг догнать водящего и осалить его, то водящий остается прежним. Если водящий успел добежать и присесть — то «гусь» становится новым водящим.

Саша показал нам игру в Зоопарк, тоже простую и веселую .
Все игроки садятся по кругу, и каждый из них придумывает себе имя — название какого-нибудь животного. Водящий стоит в центре, он запоминает всех зверей, и потом называет одного из них. Например, он назвал «кошка». После этого водящий направляется к кошке и хочет ее осалить — мы салили свернутой сидушкой, можно мягкой игрушкой. Кошка должна не зевать, и как можно скорей назвать по имени другого игрока, скажем, «мышка», и тогда водящий идет салить уже не кошку, а мышку. Мышка, в свою очередь, чтоб спастись, называет кого-то еще. Если водящий успел осалить названного игрока, то они меняются ролями, и прежний водящий придумывает себе зверя. Если кто-то назвал зверя, которого нет в игре, то он меняется с водящим. Очень весело было!

А еще на поляне мы играли в «Змею», и последними были Габи и Настена :)

Еще мы очень весело играли в «пальма-крокодил-желе», тоже по кругу.
Немного поиграли в «черепаховый суп» - потом мне надоело, а дети готовы были ползать и валяться еще и еще.

А потом папа Вова и папа Саша всех детей крутили за руки.

На обед сварили суп, пожарили грибов полный противень, а потом я принялась жарить блины. Ветер был сильнейший, и я решила пожарить блины в тамбуре палатки на горелке. Но потом не выдержала, и пошла с противнем и тестом к костру — и вторую половину жарила на углях. Часа два развлекалась в дыму!
К оладушкам протерли чернику с сахаром и достали банку варенья. Вкуснятина!

Дети днем купались, а Настена, Трубач и Катя даже мыли голову в речке. А я вот в холодной воде и на таком ветру голову мыть не отважилась...
еще они плавали на катамаране за рыбой — Настена, Трубач, Марк и Вова — и поймали две мелкие рыбешки.

Перед ужином мы с Юлей ушли на обрыв рисовать, а Ира, Катя и Галя, засмотревшись на нас, тоже взялись за карандаши, и потом просили меня им помочь, и что-то показать...

Младшие дети играли сами, то с песком и шишками, то со своими игрушками

Вечером к нашей поляне причалила группа «плановых туристов» - 7 байдарок «Таймень-2» с новичками, и инструктор. Они командным голосом потребовали освободить им половину поляны и убрать детей, потому что у них тут по плану дневка. Дети обиделись, потому что там был их детский костер, для которого они сами собирали и сами пилили дрова, и для начала наши бодрые деточки укатили у них огромное бревно-сиделку. Но Трубач уговорил детей, что это невежливо, и дети бревно вернули. А сам Трубач тут же ушел в гости — общаться...

После ужина, почистив рыбу и завернув ее в фольгу, взрослые отправили рыбку в угли поджариваться, а сами начали обсуждение разных судов — байдарок, катамаранов, КНБ, рафтов и пр. Заговорились так, что про рыбу вспомнили часа через полтора. Перекопали весь костер вдоль и поперек, но даже фольгу не нашли!

Соседняя группа сказала, что на этой поляне ловит МТС, и мы немедленно позвонили Машеньке. Она нам рассказала, что маленькой Сонечке уже неделя! Мы очень обрадовались, и все их поздравляли.

Катя

Ира

Вечером Катя и Ира попросили меня научить их делать колесо. А то Галя и Настя умеют, а они — нет. Я им показывала и объясняла, наверное, полчаса, и они уже почти перестали бояться, но на колесо пока похоже было не очень. Тут подошел Ваня, посмотрел, переспросил — и сделал колесо с первого раза совершенно чисто. Вот ведь какая у парня отличная координация!

Вечером взрослые очень весело играли в «Крокодил» - показывали жестами сложные слова.
Катя показывала слово «эмансипация»
Марк - «весть»
Вася - «подлость»
я - «кукарача»
Саша - «эксклюзив»

Трубач - «арбитр»
Саша - «космогонист»
и еще много всего.
Когда Саша показывал слово «шельма», он показал , что «бог кого-то отмечает», а потом показал на меня, и Вася сразу догадался :)
а самое веселое было — как Саша показывал слово «аббревиатура» - он показал «обрить клавиатура», и мы это пытались соединить в единое слово очень долго.

13 августа
вечером, когда мы ложились спать, были звезды, и чистое небо, а ночью начался ливень. Я всю ночь просыпалась и думала, как нам быть: отплывать под дождем не хочется, и стоять тут третий день тоже глупо, вроде. Сколько времени нам еще плыть до Гирваса — зависит от течения и от ветра на озере, заранее не угадать.
В итоге все утро сомневались, потом все же решили плыть, и лучше потом на озере постоять, если слишком быстро доплывем.
Отплыли в 14.30, когда дождь почти прекратился.
Прошли последние 4 порога,

и за каждым видели вполне приличные стоянки. И чего эти плановые туристы туда не пошли?

После порогов течение стало почти незаметным, зато река оделась в очень красивые скальные берега, покрытые ягелем и кочками с черникой и брусникой.
В этот день мой фотоаппарат сообщил, что с него довольно этой сырости — и отказался работать наотрез, так что фоток последних дней и антистапеля у меня не будет.
Вася прямо с воды собирал роскошные грибы — белые и подосиновики — и исходя из этого выбирал место, где причалить для того, чтоб сходить в куст.
Маслят после дождя повылезло видимо-невидимо, но наша группа, похоже, грибами наелась на ближайшие дни.
Вышли в залив озера, и красный катамаран ушел вперед, а остальные под моросящим дождем боролись с ветром и волнами, и очень умаялись.

В 20 поняли, что сил больше нет, и Трубач передал по рации лосям, чтоб искали стоянку. Лоси сообщили, что они уже нашли, но ждут нас для совещания. Мы причалили на пляжик, где было в целом прилично, но по соседству стояли двое в дупель пьяных мужика из Зеленограда, которые очень хотели общения с нами и зазывали нас на свою канистру спирта. Мы напряглись — и переплыли назад наискосок на остров. Там на мысу отличная большая стоянка, с соснами и даже пляжем.
Еду варили очень долго, потом поели и завалились спать — уж очень все устали. К тому же, ставились мы почти без дождя, а потом хлынул ливень, и мы не хотели уже больше мокнуть.

14 августа. ВЕТЕР
ночью дождь пытался смыть нас вместе с нашими палатками с острова, а ветер испытывал на прочность тенты и оттяжки, и тенты хлопали, как огромные паруса.
Зато мы натянули по всему лагерю веревки, и быстро высушили все намокшие вещи.
Юля и Габи собирали бруснику — здесь она уже спелая.
С утра было солнце и синее небо, но ветер чудовищный — и что нам делать на катамаранах против такого ветра — совершенно непонятно.
Автобус придет за нами в Гирвас завтра в 15 часов, а нам еще надо разобрать катамараны и собрать рюкзаки. А от Гирваса нас отделяет почти 8 км по озеру, и больше половины расстояния — против сильнейшего встречного ветра и больших волн.
Оставлять эти 8 км на утро — страшно, сейчас плыть — тоже страшно.
Думали-думали, и решили все-таки отплыть, но для начала разобрать маленький катамаранчик дедушки Марка.
Все тормозили со сборами, и решили попробовать отплыть после обеда. В 15 пообедали, и в 16.50 мы с Васей стартовали, взяв к себе на борт Марка и его катамаран, а также Галю на роль рюкзака, и Гришку с Ваней — как сменный матросов.
В этот день все выбирали разные траектории и искали свой путь по преодолению ветра и волн. Вася хотел спрятаться от ветра за ближайший мыс, и нас там дико сносило, а потом мы высунулись из-за мыса — а там и вовсе минут 40 гребли изо всех сил, оставаясь на прежнем месте. Юля и Трубач пересекли озеро поперек, и бойко шли под защитой правого берега, и даже обогнали красный катамаран лосей, которые шли упрямо против ветра.
Потом и мы догадались уйти под правый берег, и отстали при этом от всех безнадежно.
Трубач прыгнул за остров, и оттуда — к левому берегу, и мы повторили его маневр, а красный катамаран ушел намного дальше под правым берегом, и потом точно попал в нужный залив.
Ветер у левого берега был столь силен, что катамаран Трубача стоял там на месте, пока Димка не стал играть в «бурлака на Викш-озере» - прыгая то по камням в воде, то по прибрежным скалам, он протащил катамаран за чалку метров 300. Без этого они изо всех сил гребли — и оставались на месте.
«Мощно стоим!» - приговаривал Трубач.

Лоси прикинули, что нам против этого ветра выгребать часа четыре, и поняли, что нас надо спасать. Мы продвигались за каждый гребок сантиметров на 10-15, и тоже понимали, что нам тут еще пахать и пахать, когда впереди показалась моторка.
«Эх, -сказали мы, - если б были в жизни чудеса, то на этой моторке был бы папа Вова, который бы ехал нас спасать!»
Мы повздыхали, что чудес на свете не бывает, и продолжали упорно грести, и минут через 5 проплыли еще метра полтора или даже два. И тут моторка подошла к нам — а в ней и вправду был папа Вова!
Нас взяли на буксир, и мужик подсказал нам хрошую стоянку на берегу озера, но не в самой деревне.
Мы туда причалили часов в 8 вечера, и вскоре туда же приплыли и Трубач, и красный катамаран. Трубач после поворота в залив бодро шел под парусами.
Все умаялись, и были полны впечатлений. Обмен репликами и рассказ о разных тактических и стратегических решениях продолжался до самого вечера.
Трубач даже разобрал ночью свой катамаран, а остальные после ужина завалились спать.
Вечером небо было ясное, и лишь на горизонте в полоске темных туч сверкали молнии. Потом грозовой фронт приблизился, тучи засверкали еще и слева, а ночью пошел дождь.

15 августа АНТИСТАПЕЛЬ

мы встали в 9, разобрали катамараны, и расставили баллоны, чтоб они хоть немного просохли. Зрелище непередаваемое, когда 4.5- метровые баллоны синего и серого цвета торчат прямо в небо, прислоненные к деревьям.
На веревках болтались пустые гермомешки, палубы, сплавная одежда...
Мы собрали рюкзаки, пообедали уже когда пришел автобус, и уже совсем было собрались уезжать, как вдруг я поняла, что не вижу пакет со своим ксивником. Все перекопала дважды — нет как нет! Сели в автобус и там по пути решили еще раз перетряхнуть все три рюкзаки. Опять пусто! Тьфу! В итоге решили не ехать смотреть водопад, о чем я до сих пор жалею. А кошелек ухитрился запрыгнуть каким-то непостижимым образом к огромную сумку с канами и перекусом, и на вокзале в Петрозаводске мы его нашли.

В 19 сели в поезд, и поехали в сторону дома. У нас в купе была девушка, которая хотела женское купе и нижнее место. Мы очень уговаривали ее поменяться с Юлей — на верхнюю полку в соседнем тихом купе — но девушка гордо отказалась. В итоге человек 7 детей сидели у нас в купе на двух верхних полках и тихо (ну, по их меркам тихо) играли в Уно часа два. Потом они там же наверху ели ролтон и конфеты, роняя ложки и фантики. В общем, искренне сочувствую девушке, мы предлагали ей куда более комфортный вариант...

Вечером взрослые и дети играли в Крокодил, отгадывая уже такие слова как «ассенизатор» и «инсинуация»... Научились показывать все, что угодно, насмеялись вдоволь — и даже попели вечером немного.

А с утра нас ждала Москва, нас встречали Андрюша, дедушка, Юрка, Саша, папа Олег...
Как же мы хорошо сходили!
Спасибо вам, ребята!
Карелия - это красота, сосны, спокойствие,
скалы и сосны, песчаные пляжи и мшистые кочки, вереск и черника!

Tags: Карелия, вода, дети, катамаран, отчет, походы, фотки