jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

про словесные игры

я давно-давно обещала рассказать про те словесные игры, в которые мы играем с детьми.
с самыми маленькими мы играли в придумывание слов на заданную букву или на нужный слог, (Скажем, на ВО начинаются во-лна, во-лк, во-рона, во-робей, во-рота, во-ланчик, во-да)
потом группировали, и подбирали общее слово, (сова, воробей, ворона, голубь - птицы)
или искали лишнее слово среди 4-5 слов (яблоко, груша, свёкла, банан, персик - лишний овощ среди фруктов)
в такие игры мы играли на ходу, в 2-3 года, и моим детям это очень нравилось.
потом мои дети научились играть в Контакт (Галка играла весьма активно с трёх лет, я точно помню).
сейчас мы тоже иногда играем в поездках в Контакт - особенно, если едем долго на машине или в автобусе.
а еще мои дети сейчас полюбили отгадывать Ситуации - да-нетки.
но самые любимые мои игры - это Элиас, Шляпа и Табу.
Для шляпы реквизит изготавливают сами играющие, остальные продаются (но стоят ужасно дорого).

для начала - игра КОНТАКТ
"Контакт"
Устная словесная игра
число игроков от 3 до 15 человек
возраст игроков от 6 лет
время на партию от 20 минут
время на объяснение правил 2-3 минуты
реквизит не нужен
Можно играть по пути.

Правила игры.
Играет несколько человек. Ведущий загадывает слово и сообщает остальным первую букву этого слова. Все остальные игроки пытаются отгадать это слово, задавая ведущему вопросы. При этом они называют определения каких-либо слов, начинающихся с этой буквы. Определения должны быть понятны еще хотя бы одному игроку. Ведущий должен быстро понять, что загадали игроки - или придумать свой вариант слова на эту букву, подходящего под высказанное определение. Если кто-то из игроков говорит определение, то остальные должны постараться понять, что он имеет в виду, и, если у них есть вариант ответа, сказать "Контакт!" После этого ведущий должен за минуту придумать свой вариант ответа - иначе он говорит :"Сдаюсь!" Тогда те, у кого был "контакт", говорят вслух свои варианты. Если хотя бы один из этих вариантов совпадает с тем, что имел в виду автор определения, то ведущий должен сказать следующую букву своего слова. После этого все придумывают определения слов, начинающихся с этих двух букв - и так далее, пока не будет отгадано все слово. Тот, кто первым назовет загаданное слово, становится ведущим и загадывает следующее слово.
ПРИМЕР: Загадано слово "свирель". Ведущий сообщает первую букву - "С".
-А это не такое домашнее животное? - спрашивает А.
-Контакт! - говорит игрок Б.
-Нет, это не свинья! - отвечает ведущий.
-А это не то, что дают сосать маленьким детям? - спрашивает игрок Б.
-Контакт! - говорят игроки А и Г. Это значит, они поняли объяснение игрока Б, и могут назвать ответ вслух после счета 10.
-Нет, это не соска! - говорит ведущий. Он «отбился» - вспомнил нужное слово, подходящее под определение.
-А это не такое дерево? - спрашивает игрок Г.
-Контакт! -говорят игроки А,Б.
-Нет, это не сосна!
-А это такой большой камень? - спрашивает игрок А.
-Контакт - говорит игрок Б.
-Сдаюсь!
-Скала! - Б.
-Скала - чем не камень?! - объясняет свою логику игрок А. Если б его объяснение никто не понял, ему пришлось бы переформулировать свой вопрос. Если есть «Контакт» - значит, определение было дано хорошее.
Если игрок, загадавший слово, не смог угадать, то он выдает следующую букву загаданного слова.
-Ладно, тогда "СВ".
-А это не противоположность тьме?
-Контакт.
-Нет, это не свет.
-А это не тот, кто приходит к невесте?
-Контакт.
Игроки хором считают до 10, потом хором называют свои версии. Если версии не совпали, то водящий может и не говорить следующую букву — контакта не было!
-Сват!
-Ну тогда "СВИ".
-А это не такое толстое и грязное?
-Контакт!
-Нет, это не свинья!
-А это не такое толстое и теплое?
-Контакт.
-Сдаюсь!
-Свитер!
-Ну хорошо, "СВИР".
-Ой, я и слов-то таких не знаю!
-А это не такой музыкальный инструмент?
-Да, это свирель. Задумывай слово!

Следующим водящим становится тот игрок, который придумал последнее удачное определение, и отгадал слово.


сюда же - отгадывание слов, показанных пантомимой, которое у нас почему-то называется "Крокодил"

Крокодил

игра на владение пантомимой
возраст игроков от 6 лет
количество игроков не ограничено, но не меньше 4 человек
реквизит не требуется

Правила игры.
Один игрок говорит на ухо другому слово или фразу, которую тот должен показать.
Задача игрока — показать всю фразу или одно слово жестами, без помощи звуков, и не показывая на предметы, добиваясь от аудитории уточняющих и наводящих вопросов.
В этой игре особенно важно бывает договориться об условных обозначениях.
Можно показывать слово целиком, а можно — по частям, хорошо бы иметь условные обозначения для описания частей речи, для обозначения «почти угадал», для «запомни это слово, и пойдем дальше».
С детьми можно игру упростить, и показывать разных зверей, или виды спорта. Постепенно можно перейти к известным фразам из песен и мультиков. Сложнее всего показывать оторванные от контекста слова типа «аббревиатура», «солидарность» или «весть».
у нас, скажем, однажды, слово "аббревиатура" показано было по частям, как "обрить клавиатуру"


Элиас - игра на объяснение слов - без употребления однокоренных

Игра на объяснение слов
Возраст игроков от 8 лет
количество игроков — 4, 6 или 8
время игры 30-40 минут
время на объяснение правил 5-10 минут
реквизит нужен — клода с карточками, на каждой из которых которых написаны в столбик по 8 слов и словосочетаний. Колоду со словами в принципе можно сделать и самим. В покупной игре более 3200 слов, и то через несколько игр слова запоминаются. Особенность покупной игры в том, что слова к ней переводил автоматический переводчик, и там часто приходится оговаривать, что «по-русски так не говорят». Еще для игры удобно иметь песочные часы на 1 минуту или секундомер. С детьми с 8 лет вполне можно играть, если давать им на объяснение вдвое больше времени, то есть 2 минуты. На отгадывание детям хватает и минуты — если им объясняет кто-то из взрослых.

Правила игры.
Игроки разделяются на пары, и садятся напротив друг друга. Каждая пара выбирает себе фишку и выставляет ее на поле подсчета очков. Изначально все фишки стоят на цифре 1.
Поле подсчета представляет замкнутую ломаную, на которой нанесены отметки 1-2-3-4-5-6-7-8-1-2-3 и тд. Кроме того, на поле 4 или 5 клеток обведены в квадрат — это клетки «грабеж».
Игрок берег стопку карточек, по команде переворачивает песочные часы и открывает первую карточку. После этого он старается за минуту объяснить своему партнеру как можно больше слов, не употребляя однокоренные слова. Объяснять нужно не все слова на карточке, а только слова под вашим номером, (если фишка этой пары стоит на номере 1, то объяснять надо первые слова с каждой из карточек, если фишка на цифре 7, то седьмые, и тд)
Если игрок ошибся и употребил какое-то однокоренные слова, то эта карточка откладывается в стопку «минус». Если игрок не может придумать, как объяснить то или иное слово, он тоже имеет право отложить эту карточку в стопку «минус», и быстро объяснять другие слова с других карточек.
Партнер может пытаться угадать слова, перебирая варианты, задавая вопросы, уточняя, и рассказчик может объяснять дальше, исходя из того, что его партнер уже понял.
Когда минута заканчивается, остальные игроки, до того сидевшие тихо, громко говорят: «Пип!» Если игрок уже закончил объяснение, то он не берет следующую карточку, а передает колоду следующей паре.
Если игрок уже начал объяснение, но его партнер еще не угадал, то после «пип» остальные игроки тоже могут включиться в угадывание. И если угадал игрок из другой пары, то двигают вперед на одно деление фишку того игрока, который угадал.
Когда пара закончила угадывать, производят подсчет карточек — угаданные слова дают +1 очко, из стопки «минус» (неугаданные или объясненные с ошибками) — дают минус -1 очко. Если человек пытался объяснить 5 карточек, из них 3 успешно объяснил, в одном ошибся, и одно у них «отобрали» после «пип», то их фишка двигается на 3-1=2, на 2 деления.
Игра обычно протекает очень весело и оживленно, поскольку игроки, торопясь, часто дают нелепые и удивительные определения.
-Это рыжий зверь, герой русской народной сказки! - объясняет один.
-Тигр? - переспрашивает партнер.
-Это у меня на шее! - говорит он.
-Я, что ли? - обижается жена.

Предположим, играет 6 человек. После того, как объяснили своим партнерам слова игроки А, Б, и В, карточки снова возвращаются к паре А, только теперь А слушет и угадывает, а его партнер — пытается объяснить слова.

Когда фишка какой-либо пары минует клетку «грабеж» или остановится на ней, то следующий ход у этой пары - «грабеж». Эту клетку все игроки в какой-то момент пересекают, раньше или позже, так что проскочить ее нет возможности.
Игра на «грабеж» выглядит иначе. Тут время не лимитировано, а игрок берет из колоды 6 карточек, и объясняет их нетривиально, никуда не торопясь, в расчете на то, что каждый игрок попытается понять, но он-то старается объяснить так, чтоб понял именно его партнер. Такое впечатление, что «пип» уже сказали, и теперь отгадывают все игроки из всех команд, но это бывает нелегко. Стратегия объяснения во время «грабежа» иная, чем в основной части игры. Вот несколько удачных примеров объяснения издалека.
-Это то, что в мою машину заливают, а в мою — нет.
-Бензин!
-Это такая часть ноги, в 5 раз больше, чем копейка.
-Пятка!

Когда играют «грабеж», то после каждого объяснения двигается хоть одна фишка. Если угадала та пара, которая объясняла, то они и двигаются. Если угадали другие, то двигают их фишку — они успешно «ограбили». Если некая пара начинает грабеж, скажем, на цифре 6, и потом они объяснили друг другу первое слово, то их фишка переходит на цифру 7. Грабеж продолжается, но теперь они объясняют не шестое, а седьмое слово с каждой карточки.

Игра заканчивается, когда одна из пар обойдет все игровое поле, или когда сыграли 10 полных кругов, или по времени.

Табу - очень похожая на Элиас покупная игра, но там есть ещё список из 5 слов к каждому понятию, и нельзя употреблять в своём объяснении не только однокоренные, но и эти запрещённые слова.
Там тоже играют парами, тоже даётся минута на объяснение каждого слова, но на карточке кроме самого слова, которое требуется объяснить партнёру, есть ещё напечатанный список из 5 слов, которые при объяснении запрещено употреблять.

а Шляпа - это как комбинация игр в Элиас и Крокодил, но в совсем взрослом варианте - там на объяснение даётся всего 15 секунд!
Зато для Шляпы не нужен никакой реквизит - все игроки сами придумывают по 5 или по 10 слов, складывают все карточки с отдельными словами в шляпу - и начинают играть.
первый кон - как в игре Элиас, объясняем все слова при помощи слов (без однокоренных, разумеется), но только времени в 4 раза меньше на каждую попытку. если слово начали объяснять, но кончилось время, карточка отправляется снова в шляпу, и её может вытянуть другой игрок. если успели объяснить, карточка временно остаётся у того, кто объяснил. кон заканчивается, когда в шляпе не останется слов.
после этого подсчитывают итоги первого кона - какая пара сколько слов набрала.
Второй кон сложнее - слова снова складывают в шляпу, но теперь надо сказать только одно слово-ассоциацию, и остальное объяснять жестами. А времени даётся снова по 15 секунд.
Третий кон ещё сложнее - все слова - объясняем только жестам, как в игре "Крокодил", но очень быстро. облегчает ситуацию то, что все игроки уже слышали все слова во время первого и второго кона.
Очень весело и увлекательно!
Tags: игры, словесные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments