за эту неделю она стала намного активнее -
начала сама ходить по лестнице, держась за перила,
стала сама раскачиваться на качелях,
играть с разными игрушками,
и сразу видно, насколько она стала бойчее - сама встаёт с кровати, идёт исследовать комнату, или сидя ползает, перебирая и раскидывая все игрушки.
Говорит она уже намного больше, но чаще - отдельными словами:
-Игрушки! Мячик! Качели!
-Кушать! Суп! Картошка! Чай! Компотик! Шоколадку!
-Ручки мыть!
Когда ей весело, она заливисто смеётся, и готова по много раз повторять полюбившиеся ей игры.
Когда я приходила в первый раз, Кристина была не особо активна: посадишь - сидит, положишь - лежит. Теперь она сама садится и встаёт с кровати, ходит вдоль мебели, ползает сидя по полу, шарит на полу и под кроватями.
Раньше, когда я брала её на ручки, она притихала, прижималась, и ей главное было - ощутить это тепло и заботу, и почувствовать себя в гнёздышке. Она поначалу играла в пальчиковые игры не так уж охотно, но раз уж ради этого сажают на колени...
Потом она начала сама просить, как только я приходила:
-Дарики, дарики, ай да комарики! - и хлопала в ладоши.
Сейчас она, поиграв 5 минут, слезает с колен - у неё появились идеи, во что ещё ей хочется поиграть.
-Качели! - предлагает она!
-Мячик! Где мячик?
Очень ей понравилась игра "Поедем, моя милая, в деревню жить!", она и хлопает, и слова за мной повторяет - если в настроении.
Раньше она сидела на одном месте, и очень боялась стоять и ходить без поддержки, теперь стала уверенно ходить за 1 руку, сама нащупывает дверь, стул, сама ищет на полу игрушки.
Поёт она прекрасно, и слух отменный, она мне сегодня пела "в лесу родилась ёлочка", а также свой коронный номер - "уходи и дверь закрой", но всё это - когда рядом мало народу, а при большом количестве людей она пугается, начинает кричать и рычать, и ничего не показывает из своих умений.
Очень ей понравилась игра с раскачиванием: она стояла передо мной, переступала с ноги на ногу, и я приговаривала:
-Идёт бычок-качается...
А на словах:
-Сейчас я упаду! - Кристина с хохотом садилась на пол.
Потом она так же переступала - и сама вспомнила похожую игру, и попросила:
-Мишка косолапый!
Игрушками она играет привычным образом - находит, трясёт, извлекая звук - и бросает, причём довольно сильно. Ей принесли кучу музыкальных игрушек с кнопками, но Кристина пока не очень понимает связь между нажиманием кнопок и звуком... Музыкальные игрушки она швыряет точно так же, как мячик и кубики. А вот большая миска ей очень нравится - она в эту миску дует, гудит, прячется. А потом тоже швыряет. С воздушным шариком она тоже любит играть - подсовывает себе его под голову, и качается, обняв мячик...
Но самый больной вопрос - и что дальше? Чему может научиться Кристина при хорошем уходе и обучении? Весьма вероятно, что она со временем научится навыкам самообслуживания - из чашки она уже отлично пьёт, вчера вечером мы её начали учить самостоятельно есть ложкой - и сегодня она ела уже почти сама. Она стала проситься на горшок (не всегда, но всё же прогресс огромный!)
Я хожу и пытаюсь придумать благополучный сценарий, который был бы хорош для этой девочки... Она так красиво поёт, она так заливисто смеётся!
Ей бы в хор куда-нибудь, слушать красивые песни и подпевать. И чтоб её там любили...
В нашей стране, увы, растить такого ребёнка очень трудно, довольно дорого, и совсем не в каждом городе есть специалисты, и не каждая семья может регулярно своего ребёнка таким специалистам показывать. В обычных интернатах особых детей некому обучать, а в специализированных - им обеспечивают только уход.
В Европе родители детей с особенностями получают огромную поддержку, для таких детей есть центры, в которых работают самые разные специалисты, им обеспечивают игрушки и пособия, и помогают материально. Увы, до такого уровня наша страна ещё не доросла...
Если бы в случае с Кристиной возможно было иностранное усыновление, это могло бы стать спасением для этой девочки.
И второй вопрос, не менее важный, чем судьба этой одной Кристины.
Можно ли изменить систему?
Сейчас дети из детских домов и домов ребёнка, которым ставят на Комиссии диагнозы типа "Умственная отсталость" попадают сразу в специализированные интернаты, где их жизнь по сути мало отличается от быта дома престарелых. Там кормят, одевают, и ... Наверное, там есть ТВ, и есть коррекционная школа для тех, кто может в ней учиться.
Вместе с Кристиной из Разночиновки приезжали ещё Алина и Алеся. И про Алину все поражались, как эта вполне сохранная в интеллектуальном плане девочка попала в спец-интернат.
Но ведь решение принимается 1 раз, 1 комиссия, и зачастую это люди, которые ребёнка до того в глаза не видели. Они спрашивают строго Имя, Фамилию, чем отличается зима от лета, какой сейчас день недели, как называется дитёныш коровы и тп - и если напуганный ребёнок молчит, считают его Умственно-отсталым, или пишут ему ЗПР - Задержка психического развития.
Вот про Кристину сейчас много говорят, но ужас-то в том, что в нашей стране таких детей не одна сотня, и почти все они в той или иной мере могли бы быть социализированы, могли бы работать - скажем, гардеробщиками, или уборщиками, или поварами...
А ещё сегодня к Кристине приезжали телевизионщики.
Собирались они приехать к 12, и это было бы отлично - девочка в это время бодра и весела, поёт и играет. Увы! Приехали они ближе к 13, сперва побеседовали с врачами, и когда они пришли поснимать саму Кристинку, то та была уже не в духе, проголодалась, и кричала, и сердилась...
Впрочем, как только камеру выключали, она говорила сама слова игр, и приговаривала "уточка - кря-кря, кря-кря, или пела "поедем,моя милая, в деревню жить".
Когда они уходили, Кристина даже помахала им ручкой и сказала "пока-пока", но на бис повторить для камеры, конечно, отказалась...