У особых детей эти плато и всплески особенно заметны, поскольку они зачастую долго осваивают каждый навык.
Вот вчера я была часа 4 у Кристины, и она меня очень порадовала.
Во-первых, она меня точно узнаёт!
Среди всего круговорота людей, что вокруг неё ходит, она меня однозначно выделяет.
При этом надо учесть, что у Кристины не одна няня, а три - мама и две дочки, и они всё время меняются, что дополнительно могло запутывать девочку. Ну и плюс к этому врачи, медсёстры, соседи по отделению, гости...
Тем не менее, когда я пришла, и Кристина услышала мой голос, она немедленно сказала:
-Хозяйство!
Вы, наверное, недоумеваете, какая связь, а я-то сразу догадалась - это она просит игру:
Поедем, моя милая, в деревню жить!
Поедем, моя милая, хозяйство заводить!
-Ты хочешь играть? - переспрашиваю я.
-Комарики! Колотушки! Хозяйство! Муки-муки! - отвечает Кристина.
Мне няни потом показывали видео - как Кристина без меня полностью сама играет в комариков (больше всего ей нравится "в ножки вцепились"), показывает вьюшки...
Когда мы с ней начинаем играть, то она сама хлопает в ладоши, очень радуется, а ещё сама чередует хлопки ладошками и постукивание кулачками - как в игре "Ладушки-кулачки"
Кристина много чего уже умеет сама:
-она полностью сама ходит по лестнице, держась за перила
-сама пьёт из чашки (но чашку не отдаёт:)
-сама несёт ложку с едой в рот, сама вытирает рот (но не умеет пока держать тарелку и набирать сама еду, с этим нужна пока помощь)
-сама раскачивает пустые качели
-умеет раскачиваться на качелях
Если попросить, то она выполняет самые разные просьбы:
-вставай
-садись
-дай руку
-дай ногу
-поищи
-потряси
-постучи
-закатай рукава
-сними (я её научила надевать и снимать шапку - ей очень понравилось)
-может по просьбе поцокать, почмокать, забодать
Правда, надо сказать, что все эти достижения Кристина показывает совсем не всем, и только в спокойной привычной обстановке.
как только приходит заведующая отделением, Кристина меняется на глазах. То ли голос врача ей кого-то напоминает, то ли пугается - сложно сказать. но только при заведующей она не поёт, а мычит, рычит, швыряет предметы и всячески изображает из себя дурочку.
неудивительно, что врач не может составить о Кристине верного представления - ведь она её видит совсем в невыигрышном свете...
Кристина очень легко выучивает новые слова и фразы, новые песенки.
Механическая память у неё фантастическая - няни рассказывали, как она воспроизводила с интонациями подслушанные диалоги, говорила разными голосами за одного и за другого, повторяла понравившиеся фразы.
Я принесла Кристине приятный на ощупь шёлковый платок, и она с удовольствием в него играла - пряталась, вылезала, снова пряталась, приговаривая с нежностью:
-Платочек!
Ещё я принесла картонную трубу длиной сантиметров 40, и научила Кристину говорить в трубу - голос становится гулким, ей очень понравилось.
Ещё мы играли с ярко оклеенной коробочкой от яиц,
и с трубками разного диаметра, и с разными мячиками.
Я принесла домик - разный на ощупь, и мы его изучали: где у домика дверь, как её открыть,
где окошки и тп
Ещё сделала рамки и вкладыши разные на ощупь - из наждачки, из гофрированного картона и просто гладкую. Тоже щупали и пробовали вынимать и вставлять на место.
И с дорожками играли, и мячик по горке катали, рассказывая про Колобок, который покатился-покатился...
Кристина стала спокойнее ходить - уже может не только за 1 руку ходить, но и за верёвочку. у неё есть шнурок от игрушки, с шариком небольшим на конце, так она за эту верёвочку держится двумя руками, и идёт за мной, если я натягиваю верёвочку.
Или может ходить, держась за бубен - если по бубну стучать.
Сама пока ориентируется только в комнате.
Если ей сказать:
-Сейчас будем кушать, иди садись на кровать! - то она отыскивает свою кровать и усаживается.
Поскольку я пришла довольно рано, мы успели сходить во двор на прогулку.
Кристина сама спустилась с 3 этажа по лестнице, и на улице гуляла за 1 руку.
Мы ходили трогать снег (он ей совершенно не понравился - мокрый, холодный, фу!)
Ещё трогали ёлку, качали еловые веточки,
а потом обнимали дерево.
Обратно Кристина сама поднялась по ступенькам.
Она на площадке уже не пугается, что перила закончились, а ищет другие перила, и обходит их.
Дома она сама раздевалась - мне только молнии понадобилось ей расстегнуть.
Кристина узнаёт по запаху знакомую еду, и начинает перечислять всё, что связано с едой:
-Кушать! Кушать! Картошка! Сосиску! Пирожок! Печеньице!
-Ручки мыть!
В последнее время, правда, она запуталась, и теперь вместо "сосиска" говорит "соседка".
Кристина очень любит массаж, ей нравится, если её гладят, если называют части тела.
Более того, если ты перестанешь её гладить, она отыскивает твою руку и тянет к своей спине - мол, гладь ещё, чего остановился?
"Рельсы-рельсы" вызывают огромный восторг, и массаж колючим мячиком - тоже.
Ещё я рассказывала Кристине сказку про Теремок.
Мышка-норушка прибегала, топая по её ножке, потом мы вместе стучали по животику
- тут-тук, кто в теремочке живёт?
в итоге мышка поселилась под мышкой.
Лягушка прыгала с одной ноги на другую, тоже стучалась - и поселилась на плече.
Зайка прыгал по одной ноге, и поселился на ушке, а Волчок - на макушке.
Потом пришёл медведь - и опрокинул Теремок-Кристину на кровать.
Ей очень понравилось.
Кристина весь день пела про прекрасное далёко.
Я стараюсь Кристине называть не только предметы, но и действия, и учу её знакомиться с людьми.
Я помогла ей ощупать её нос - и мой нос, её ушки - и мои ушки, и всё время называла:
-Это у Кристины нос, а это у Жени нос.
И в итоге она стала меня звать по имени.