jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Рисовать можно не только ради результата

Спасибо всем, кто отвечал на вопрос из прошлого поста.
Мне было очень интересно узнать мнение самых разных людей.
Сама я отношусь к творчеству (и к настольным играм, и к катанию на лыжах) как к одному из способов общения с людьми,
в том числе к общению с собственными детьми.
Иногда я показываю какую-то технику, но чаще всего я увлекаюсь сама, а дети присоединяются - если их это тоже увлечёт - и тогда я им даю какие-то технические советы. А пока не спрашивают - стараюсь не лезть под руку. Мы так играем. Нам важнее процесс. Иногда при этом получаются интересные результаты, но не всегда.
Иногда мы сидим и рисуем акварелью, иногда неделю лепим, иногда мы все рисуем углём или сангиной. Чем больше экспериментов с новым материалом, тем интереснее будет результат, если мы будем в итоге делать картину этим материалом. Поэтому на первых порах мы рисуем ради процесса. Смотрим на то, что получается, сравниваем, обсуждаем, пробуем ещё раз.

Например, летом в Белоруссии мои дети вдвоём, молча, не произнося ни слова, рисовали для меня в подарок общую картину. Акварелью. И процесс был для меня, а главное, для них, куда важнее, чем результат. Они пришли ко мне - такие гордые собой, и довольные друг другом! Что характерно, и результат получился такой, что меня очень радует.

Другое дело - если мы вдруг делаем какую-то работу не для себя. Скажем, дети готовят что-то к докладу или к школьной выставке, или делаем открытки в подарок. Тогда мы, разумеется, стараемся сделать работу как можно более качественной и завершённой. (С поправкой на то, что я сама в целом - человек не слишком аккуратный, и часто делаю свои работы небрежно)

Опять же, надо понимать, что подход к разным детям будет совершенно разный. Гриша всё делает медленно и основательно, с тщательной проработкой тысячи деталей - такой характер. Галя творит легко и быстро, и иногда среди её случайных почеркушек бывают очень точные образы.

Работы детей сложно сравнивать,
и ещё сложнее оценивать.
Но самое главное - не все детские работы вообще нужно оценивать!
Рисунок - это зачастую способ передать свою мысль, настроение, состояние.
И не всегда для передачи состояния нужно владеть техникой, и знать, как строится перспектива, и какие пропорции у человека.
Техника может помочь, если есть идея. И чем старше дети, тем чаще им интересно нарисовать "правильно", "по-настоящему", и тем важнее в этот момент им помочь, подсказать, но не задавить критикой.
Я стараюсь не трогать детские рисунки, и всё показываю на отдельном листе, на доске, на любом другом материале. (Мне встречались, скажем, люди, которые говорили ребёнку 9-10 лет: "Ну, лошадь у тебя всё равно не получится, сотри, я тебе её потом нарисую!")
Очень многие дети лет в 10-12 бросают рисовать, поскольку видят несовершенство своих рисунков, но ещё не имеют упорства, чтоб оттачивать технику.

Я очень люблю игры с рисованием, в которые можно играть в любом возрасте.
Мы часто играем в дорисовки, в придумывание историй с попутными картинками из подручных материалов...
А вы часто рисуете вместе с детьми?
Tags: вопрос, картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments