Для начала мы знакомились, называя имена по кругу, но с важным уточнением - каждый не только называл своё имя, но и показывал какой-нибудь свой жест. Потом повторяли все жесты с именами - как снежный ком.
После этого мы играли в посылочку.
Все игроки встают или садятся в круг, чтоб было видно каждого, и начинают отбивать ладонями ритм: хлоп-топ-я-ты, хлоп-топ-я-ты. Потом вместо "я" первый игрок называет своё имя, а вместо "ты" - имя любого другого игрока.
Получается примерно так:
хлоп-топ- Женя - Катя, хлоп-топ- Катя - Маша, хлоп-топ- Маша - Юра, хлоп-топ- Юра - Игорь, хлоп-топ- Игорь - Ваня, хлоп-топ- ...ээээ... эээ...
Все начинают подсказывать, что сейчас надо сказать "Ваня", а потом выбрать хоть одно имя - но на самом деле это не для всех легко!
Эта игра отрабатывает сразу несколько моментов:
-умение быстро выучивать имена (или хотя бы одно-два имени);
-умение попадать в ритм, и говорить в соответствии с хлопками;
-внимательность и умение быстро реагировать (если посылку отправили тебе, то времени на выбор - кому её отправить - остаётся совсем мало)
Следующая игра называется Зоопарк.
Она отчасти похожа на предыдущую.
Каждый игрок придумывает себе зверя, например, у нас были кошка, мышка, кальмар, обезьяна, лиса, кролик и др.
В центре круга стоит водящий, у него в руках что-то типа указки (можно свернуть в трубочку лист А4, можно взять сидушку или мягкую игрушку).
Водящий называет зверя, и идёт к нему, чтоб его осалить своим жезлом.
Названный зверь может спастись - если быстро вспомнит, какие ещё звери есть в этом кругу.
Скажем, водящий говорит: "Кошка" - и направляется к кошке.
-"Мышка!" - срочно выкрикивает тот.
Водящий идёт к мышке, но та отправляет его к обезьяне - и тд, пока кто-то не замешкается, и не зазевается.
Если водящий успел осалить названного игрока до того, как тот придумает нового зверя, то осаленный становится новым ведущим.
Если игроков хотя бы человек 8, то игра становится весьма и весьма забавной!
Потом мы играли в Светофор,
эту игру многие родители, я думаю, помнят из своего детства.
Водящий отворачивается от игроков,
называет какой-нибудь цвет, скажем, красный, и все остальные игроки ищут на своей одежде, обуви, заколках и украшениях красный цвет. Если находят, то идут спокойно, показывая ведущему: "А у меня на носках полоски красные!" "А у меня пуговицы красные!"
А если красного не обнаружено, то им надо проскочить как можно быстрее мимо водящего, чтоб он не успел их осалить.
Игра очень помогает научиться обращать внимание на детали одежды, и всякие мелкие подробности.
Ещё мы играли в пешеходов и машины. Все мальчики были машинами, все девочки - пешеходами.
Когда я показывала зелёный сигнал, все машины ехали и гудели, а пешеходы стояли. Потом зажигался красный свет для машин - они замирали, а пешеходы шли.
Можно придумать и другие варианты, чтоб одна часть группы выполняла одно движение, а вторая - другое. Движения можно усложнять, а главное, эта игра учит вовремя переключаться с одного на другое, с активного движения на спокойную паузу.
Игра "Дударь" хороша для большого хоровода.
В центре круга стоит водящий - дударь.
Игроки идут вокруг него и поют:
Дударь, дударь, дударище!
Старый-старый старичище!
Его во колоду,
его во сырую,
его во гнилую!
Потом игроки спрашивают водящего:
-Дударь, дударь, что болит?
Дударь отвечает:
-Плечо!
-У себя или у соседа?
-У соседа!
Тогда все игроки берут своих соседей не за руку, а за плечо.
Потом у дударя болит, скажем, бок - тогда игроки держатся за бока.
А добрые дети иногда предлагают и более суровые варианты, например, ухо, нос или колено!
А самое жестокое - это пятка или щиколотки!
И после этого все игроки должны целый круг идти, держа обоих соседей за плечо. Или за коленку.
В конце концов дударь говорит:
-Я здоров!
И тогда он выбирает нового водящего.
В конце игротеки мы обсуждали, что одни и те же игры можно предлагать детям разного возраста - если вводить дополнительные правила.
Скажем, дети моложе 4 лет придумывают любые слова, где есть одна буква О, дети 4-8 лет придумывают слова с двумя буквами О, а остальные - с тремя буквами О.
Ну а взрослые могут придумывать слова, где кроме трёх О нет других гласных.