jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Ромбы и прямоугольники - для больших и для маленьких

Мы на кружке в ДНТТМ на двух последних занятиях говорили с детьми про разные четырёхугольники.
Я нарисовала на доске много разных фигур, и про каждую из них спрашивала, как они считают, что это - прямоугольник, ромб, квадрат. И просила сосчитать - сколько они тут видят квадратов, сколько ромбов, сколько прямоугольников.

Примерно половина детей привыкла считать, что квадрат - это не ромб и не прямоугольник, и мы это подробно обсуждали.
-Вот в детском саду, - говорила я, иногда говорят: "это не квадрат, это прямоугольник, он длинненький", но мы-то с вами уже большие, и мы будем говорить не как в детском саду! Мы будем говорить с вами как взрослые математики. Что такое прямоугольник? Как о нём говорят математики?



И мы постепенно приходили к определению прямоугольника.
Пока определение было неполным, я рисовала подходящие под определение картинки.
Говорит мне ребёнок:
-Прямоугольник, это такая фигура, у неё 4 стороны и углы прямые.
Я в ответ рисую незамкнутую ломаную, но с прямыми углами - типа лесенки.



-Нет, прямоугольник - это у которого все углы прямые!
Я рисую фигуру типа Г, или типа П, с прямыми углами, но не из 4 отрезков, а больше.

-Я знаю! Прямоугольник - это у которого две стороны параллельны.
Рисую трапецию.

-Наверно, правильнее так: у прямоугольника две противоположные стороны одинаковые!
Рисую параллелограмм.

Наконец получаем определение прямоугольника - замкнутая фигура, у которой 4 стороны и все 4 угла прямые. (Попутно обсуждаем, что такое прямой угол, и много ли их вокруг нас.)
После этого начинаем разбираться, подходит ли под это определение квадрат.
Оказывается, подходит!
-Вот, говорю я, - квадрат какой хитрый - в детском саду считают, что он не прямоугольник, а мы-то с вами теперь знаем, что он и квадрат, и одновременно - прямоугольник!
Так бывает, да! Вот Лиза - она одновременно и девочка, и первоклассница, да? Но не любая девочка - первоклассница. Зато любая первоклассница - девочка.

После этого выясняем, перестанет ли квадрат быть квадратом, если его повернуть.

Потом точно так же разбираемся с ромбами.
В итоге выясняем, что квадрат един в трёх лицах - он и ромб, он и прямоугольник, и квадрат одновременно!



А потом мы рисовали прямоугольник,
делили его пополам на две прямоугольные комнаты, и считали - сколько же вышло прямоугольников.
Потом брали фигуру посложнее,
и тоже считали - сначала однокомнатные,
потом двухкомнатные,
потом трёхкомнатные прямоугольники.

А потом придумывали, какую ещё можно провести линию, чтоб стало ещё больше прямоугольников.
А сегодня от обсуждения прямоугольников мы плавно перешли к обсуждению их площади...
Дети кричали: "Легкотня!" И требовали добавки.

Так что сейчас я поужинаю - и буду рисовать им добавку :)
Tags: математика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments