jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Отличная книжка мне попалась!

"Математика. Считаем уверенно". Авторы А.Е. Соболева, Е.Е. Печак, изд "Эксмо"
Тоненькая такая книжка, довольно-таки невзрачная на вид,
но я давно не видела столь ёмкой и правильной книжки с играми и заданиями.
В книжке этой грамотно и последовательно доказывается, что в 5-6 лет важнее всего играть в подвижные игры с правилами - в качестве подготовки к школе в целом, и к математике в частности.
Родители не часто готовы играть в куклы и в магазин, для этого нужна компания ровесников. А между тем ролевые игры между детьми дают умение заменить в игре ложку палочкой, а пирог - кубиком.
Вот дети тащат стулья и ставят их друг за другом.
"А давай это будет у нас как будто поезд!" - это первый шаг к абстрактному мышлению, и к умению заменить одно понятие другим (например, идею количества можно выразить при помощи нескольких предметов, или нескольких точек, или соответствующего числа)
Маленьким детям бывает очень важно составить так называемую карту своего тела - понять, где у них руки, ноги, локти, плечи, запястье, щиколотка, бровь, мизинец, переносица. Те дети, у которых по какой-либо причине эта карта не сформировалась, зачастую испытывают большие сложности с математикой.
Маленькие дети в играх осваивают разные пространственные отношения, и если ребёнок путается в понятиях "спереди", "между", "позади", то он с большой вероятностью будет и в математических задачках тыкаться наугад.
"Ну что, прочитал задачу? Что надо сделать?" - спрашивает мама первоклашку.
"Сложить?" - Смотрит на маму, надеясь увидеть на её лице подсказку и одобрение. - "То есть, отнять, да?"
К сожалению, многие дети привыкают считать, что в математике надо уметь угадывать ответ, схему действий, подходящий тип задачи. Получается, что силён тот, кто сильнее в телепатии!
А почему так получилось?
Вроде, учили целыми днями, и дома, и в садике занятия!
Проблема в том, что иногда игры с ровесниками, те же прятки, вышибалы, съедобное-несъедобное полезнее, чем садовские занятия!
При игре в прятки ребёнок должен не только успеть найти себе надёжное укрытие, но и выбрать подходящий момент, чтоб выбежать и "выручиться", а значит, надо оценить расстояние от укрытия до водящего, надо набраться терпения и сидеть тихо, если водящий близко, да ещё надо по звуку шагов прикинуть расстояние - далеко ли водящий ушёл от кона.

Во всех подвижных играх с правилами дети учатся произвольности, учатся новым правилам, привыкают им следовать.
Кто убежит дальше, тот, кто сделал 5 гигантских шагов, или тот, кто выбрал 12 лилипутов?
Кто дольше продержится в игре "Барыня прислала сто рублей"?
Кого дольше всех будут искать при игре в прятки?

Вот, скажем, словесная игра, в которой нужно сразу несколько умений: вычленять первую букву слова, умение придумывать слова на нужную букву, умение запоминать то, что сказали до тебя.
Первый игрок говорит:
-Один Орёл.
Второй повторяет, и добавляет своё.
-Один орёл, два дерева.
Третий:
-Один орёл, два дерева, три тыквы.
Казалось бы, при чём тут математика?
Так ведь надо всё время держать в голове сразу несколько правил!

Я видела второклассника, который никак не мог освоить игру "съедобное-несъедобное" - он ловил мяч вне зависимости от произносимых слов. Надо ли рассказывать, что в школе у него тоже возникали проблемы, и особенно на уроках математики? Он путал 17 и 71, путал действия, писал 15 + 3, а получал 12, или вслух говорил, что будет 18, а записывал 81.

А какие подвижные игры с правилами любят ваши дети?
Есть ли у ваших детей компания для подвижных игр?
А во что вы играли в детстве?

И, пока не забыла, у меня появилось 2 места в группе дошкольников, где мы с детьми 5-6 лет как раз играем и осваиваем разные правила!
Tags: дошколка, игры, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments