jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Возраст проверки границ: свободу попугаям!

Ко мне на студию приходят двухлетки, такие милые и трогательные,
а через полгода к ним незаметно начинает подкрадываться так называемый кризис трёх лет.
Дети начинают проверять, что они могут - сами по себе, без мамы,
и заодно проверяют на прочность все известные им границы.
Мама хочет, чтоб я пошёл в хоровод - а я не пойду.
Говорят: "давайте попрыгаем!" - а он ложится на пол. Что случилось?

Про кризис трёх лет пишут очень много, хотя в последнее время, как мне кажется, он начинает у некоторых детей проявляться и в 2 с половиной, и даже раньше.
Приятный, улыбчивый до сих пор малыш вдруг начинает проверять всех и вся,
и больше всего, конечно, достаётся маме - она ведь ближе всего!
(Хуже всего дети ведут себя с мамой, это я давно заметила!)

Ребёнок, будучи голодным, наотрез отказывается идти за стол или мыть руки,
а мама теряется в догадках - что стряслось.
А ребёнок и сам не понимает, что это на него нашло, просто ему стало очень важно отстаивать своё мнение.
Ребёнок начинает сознательно нарушать запреты, чтоб посмотреть, как взрослый на это отреагирует.
Так как же быть?
Ставить жёсткие запреты? Бодаться с ребёнком по каждому пустяку? Отвлекать и переключать внимание?
Ответ, разумеется, не может быть универсальным.
Смотря, какие границы,
смотря какая ситуация.
Если ребёнок хочет непременно зелёную рубашку, а не синюю, то и нет повода для спора - пусть берёт ту, которая нравится.
Не хочет идти гулять, а потом не может закончить игру, и не готов уходить домой - проще отвлечь, переключить внимание, но не ссориться из-за этого.
А есть границы, которые мы нарушать не разрешаем - нельзя делать то, что опасно. Нельзя делать больно людям и животным. Нельзя - и всё тут.

Если ребёнок бежит на дорогу, вы не станете тихо и вежливо советовать ему быть осторожнее: вы сразу его поймаете, и строго объясните, что это - опасно.
И если ребёнок начинает стучать палкой рядом с другими детьми, то наверняка пора вмешиваться.
Впрочем, не любое вмешательство будет в равной мере понятным малышу.
Если мама шипит:
-Щас получишь! - ребёнок понимает, что она недовольна, но не может сделать вывод о том, что именно маме не нравится.
Гораздо лучше сперва взять малыша вместе с его палкой и унести подальше, а потом, в отдалении, объяснить:
-Там дети, там не надо палкой стучать, ты мог поранить детей. Палкой можно стучать тут!

Вообще, раз уж к слову пришлось, скажу: многие мальчики к палкам и играм с ними совершенно неравнодушны. Они подбирают палки на каждой прогулке, и готовы каждую палку тащить домой.
Палки нужны, чтоб ими стучать (да, да, это очень нужная игра! Я не шучу!)
Палки можно швырять (лучше всего - в воду! Помните, как Винни-Пух и Пятачок палочки в ручей бросали?)
Палками можно сшибать сухие стебли.
Палками можно ковырять дырки в земле, рисовать.
Можно строить шалаш.
Можно палку ломать на мелкие части, проверяя их на прочность.
А ещё - если есть не только палки, но и вода или хотя бы лужа, можно строить плот,
а можно выуживать палкой что-то со дна.
Вы уже поняли, какая это ценная штука? Это ж совершенно уникальный инструмент! А вы их выкидываете с лёгкостью, уверяя, что потом другая найдётся! Эх!

Так вот, возвращаясь к запретам: если вы сказали, что нельзя что-то делать, то расскажите вслед за этим, что можно!
"Лопаткой не надо швырять песок, но можно копать!"
"Малыша не надо толкать, его надо гладить! Ласково гладить, пальчиком!"
"Здесь не надо кричать, тут малыш спит. Пойдём подальше, и там покричим!"
"Палкой мы играем там, в лесу. А в песочнице мы играем совочком"
(Про многие ситуации можно сказать, что это делать можно, но не здесь. Или можно, но не сейчас.)

Это возраст, когда самым частым в лексиконе становится "Я сам" и "Моё!"

Поймите правильно, малыш совсем не стал жадным,
просто он наконец осознал, что какие-то вещи могут иметь принадлежность.
Когда Гришке было 2-3 года, нас спасали два правила: "Меняться!" и волшебная присказка "Он поиграет и отдаст!"
(Это ведь вам, мамы, очевидно, что соседский карапуз не собирается унести домой вашу лопатку. А двухлетке откуда об этом знать?)

А ещё некоторые активные дети начинают обижать других -
толкаются, слишком крепко обнимают, отнимают игрушки...


Мама просит: "Не толкай Сашеньку, ей не нравится!"
Тогда он подползает и бодает.
Что это? Агрессия?
Нет, это тоже проверка границ! Что будет, если я так сделаю?
Ага, мама меня унесёт, и будет меня отвлекать печеньем. Тогда я повторю ещё разок!
Ага, мама ругается. Ладно, попробуем по-другому!
Иногда такое поведение - самый простой способ получить мамино внимание.
Можно пойти и посидеть на коленках у мамы, а можно потолкаться с сестрой. Если мама занята, достанется сестре...

Активным детям нужно много активных игр, движения, возни, беготни, чтобы выпустить пар!
Им нужны игры с разнообразной фактурой: палками, камнями, песком, глиной, водой, грязью...
Вот расскажите: чем ваши дети-дошкольники занимаются во время прогулки?
Что им интересно делать?
Tags: двухлетки, психология, студия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments