jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:
  • Music:

Повторение - мать учения?

В первом классе я слышала эту формулировку не раз и не два,
но чем дальше, тем сильнее я сомневаюсь в том, что это так и есть.
Многократное повторение помогает запомнить, это точно. Но можно запомнить на 3 дня, до контрольной, и потом благополучно забыть. А можно запомнить навсегда.
Как угадать, в какую память - "кратковременную" или "долговременную" попадёт то, чему мы учим детей? От каких факторов это зависит?

Кто о чём, а я, как обычно, о том, как дети осваивают математику.
Если попросить пятилетку разделить прямоугольный торт или шоколадку из 4 клеточек на 2 равные части, он прекрасно справится, так? И если предлагать ему разные шоколадки, на 8, 10, 12, 15 клеток, он вам уверенно скажет, какую шоколадку можно разделить на двоих честно, а какую - нельзя.
Получается, что первичное представление о том, что такое поровну, и что такое разделить, у него есть.
А теперь спросим этого же ребёнка, может ли он найти половину от 8 и половину от 12.
Формулировка устная, не наглядная - и эта задача уже намного сложнее для многих детей.
ОК, вернёмся к наглядности,
возьмём две тарелки, на одну положим 3 конфеты, на другую 5,
спросим, поровну ли,
и попросим уравнять количество конфет.
Прекрасно справляется!
"Надо вот тут одну забрать и туда переложить!"

А теперь немного попрыгаем:
на счёт 1 ноги вместе,
на счёт 2 - ноги врозь,
на счёт 3 - снова вместе,
на 4 - снова врозь,
и так далее.

Попробовали - у всех получается, и даже не очень сбиваются. Удивительно!
Тогда предлагаю угадать:
а на счёт 8 ноги вместе или ноги врозь?
а на счёт 10?
а если на счёт 10 ноги широко, то как будут ноги на счёт 13?

Так вот, дорогие взрослые, это очередной фокус из разряда того, что вам сложно уразуметь "а что тут можно не понимать?!"
Потому что детям в 5-6 это НЕ просто и НЕ очевидно.
Они начинают всякий раз прыгать с одного, прыгают до нужного числа, проверяют,
но результат не накапливается! Вывод не получается!
Это мы видим, что на чётных так, а на нечётных - по-другому,
но дети этой закономерности пока не улавливают!

Если речь идёт про группу из 7 или из 8 точек,
**** **** и **** ***

то дети ВИДЯТ, какая из групп делится на равные части, а какая - нет. Но числа для них пока не настолько понятны!

Мы можем показывать и объяснять, повторять и зубрить, но это совсем не всегда приводит к пониманию!
А вот если нам удастся сделать задачу жизненной и актуальной, то она запомнится.
Кроме того, запоминаются ситуации успешности,
и моменты, когда ребёнок сам выбирает, и сам решает запомнить, если он считает, что это важная для него информация!
Вот если надо в игре "halli-galli" находить пары карточек, которые в сумме дают 5, и ребёнок отлично справляется. А можно точно так же находить пары, дающие в сумме 10 - очень полезное умение, кстати! И ребёнок охотно его осваивает - чтоб выигрывать!
А вот если он считает, что все эти манипуляции с числами встречаются только на уроках математики и нужны только для контрольных, а в жизни не пригодятся, то он и не станет запоминать, и количество повторов не поможет!

Я спросила одного знакомого второклассника, знает ли он слово "дециметр".
-Знаю, - говорит, - ну, примерно знаю, но объяснить, что оно значит - не могу. Это в математике бывает, но это не из жизни.

Так вот, пока числа не станут для ребёнка "из жизни", они не будут запоминаться!

Про математику для малышей, кстати, я буду 11 мая рассказывать в режиме вебинара в 22.30. Вебинар платный.
http://www.semya-rastet.ru/webinars/760/
Tags: дошколка, игры, математика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments