Лена Макарова – скульптор и арт-терапевт, автор множества книг, исследователь творчества Фридл Дикер-Брандгейз, куратор выставок, посвящённых творчеству детей в Терезинском гетто.
Когда мне было лет 10-12, я читала книги Лены Макаровой «Освободите слона» - про занятия лепкой с дошколятами и «Лето на крыше» - про отдых в Прибалтике, про детей и их наблюдательность. Эти книги тогда произвели на меня огромное впечатление, и во многом определили мои дальнейшие занятия с детьми.
http://www.danilova.ru/storage/book_makar01.htm
http://www.danilova.ru/storage/book_makar_02.htm
Потом я читала статьи Лены Макаровой о работе с аутичными детьми, и хотела заняться этим тоже. И я мечтала как-нибудь случайно с ней встретиться, поговорить, поучиться у неё.
А потом я узнала, что Лена Макарова уехала из России в Израиль. Я очень расстроилась, потому что считала, что теперь я её уже никогда не смогу встретить, ни случайно, ни нарочно. Я искала информацию о ней, и наткнулась на её статьи и исследования, посвящённые Фридл.
Фридл Диккер-Брандгейз была художницей из течения Баухауз, которое существовало перед войной. Во время войны она оказалась в гетто в Терезине, и даже там она не перестала рисовать. Более того, она вела занятия рисованием с детьми, делала с ними ритмические разминки, наброски, коллажи. Все детские работы были тщательно подписаны, собраны в папки и спрятаны на чердаке одного из домов. Сохранилось более 4000 детских рисунков! Сама Фридл погибла, но рисунки её учеников были найдены после войны. Многие дети смогли выжить и снова обрести желание жить именно благодаря этим занятиям рисованием.
Лена Макарова написала несколько книг, посвящённых Фридл и её ученикам, и некоторые упражнения для занятий с детьми и взрослыми она взяла именно у Фридл.
Я читала об этом, и хотела увидеть Лену, поговорить с ней о том, как занятия рисованием и лепкой меняют детей, но она была так далеко! Однако мир изменился – и я попала на виртуальный семинар Лены Макаровой. Это было 4 года назад – и с тех пор я стала намного больше рисовать, стала возить с собой блокноты и карандаши, делать наброски везде и всюду. Честно говоря, тогда я не ожидала, что виртуальные занятия рисованием могут дать так много!
Я впервые попробовала рисовать углём, делать коллажи, лепить из газет и из пластилина – и меня очень радует сам процесс. Мои дети смотрят, как я леплю и рисую, и иногда присоединяются. Я их особо не уговариваю – просто они видят, какое удовольствие я получаю от процесса.
А недавно, во время командировки в Израиль я уже не виртуально, а реально гуляла вместе с Леной по Хайфе, перебирала вместе с ней ракушки на пляже, любовалась её скульптурами у неё на балконе.
И вот теперь – новая встреча, на этот раз в Мюнхене. Мне так хотелось порисовать рядом с Леной, что я не могла упустить такой возможности!