и все эти игры легко воспроизвести в домашних условиях.
Я очень люблю счётные палочки, из которых мы складываем всякие картинки.
Сегодня, например, мы играли так:
Я попросила всех детей взять по 5 палочек одного цвета и 5 - другого.
Потом я из своих палочек складывала картинку, и придумывала ей название, скажем, рыбки, или ёлочки, или очки, или два поезда. А дети складывали такие же картинки из своих палочек.
Одни сразу запоминают картинку, другие не видят каких-то деталей, третьи не уверены в себе и проверяют по много раз, так ли они сложили.
Альбом: igroteka_math5nov |
На игротеке в "Центре ребёнка" на Тульской мы строили домики,
и потом на первый этаж сажали 1 палочку,
на второй - 2 палочки, на третий - 3, и тд.
А сегодня мы строили не такой дом, а из двух этажей, и рисовали в эти домики в тетрадках,
а потом селили детей - Аню в первый подъезд на второй этаж, а Олю - во второй подъезд на третий этаж.
Домики можно делать разной формы,
можно делать каждый следующий этаж другого цвета,
а можно обсуждать, какой этаж выше третьего, но ниже пятого.
Со старшими мы сегодня играли так:
я складывала из 10 палочек картинку, потом считала до 5,
закрывала картинку листом бумаги,
и они рисовали картинку - как они её запомнили - в своих тетрадках.
А ещё мы на игротеке показывали фокус (со многими детьми 4-5 лет работает, и вызывает изумление у детей).
Я брала 5 розовых палочек и 5 оранжевых,
потом дети прятали под мягкий кубик часть палочек,
а я отгадывала - сколько они спрятали.
Дети проверяли - и поражались.
Аришка смогла повторить этот фокус,
и поняла, как узнать, каких палочек не хватает,
а остальные пробовали просто угадать.
Когда взрослый человек слышит число, скажем, 15, он понимает - сколько это, и может примерно прикинуть, сколько это - 15 карандашей, и докуда он дойдёт за 15 шагов, и что такое 15 книг.
Дети, даже умеющие произносить все числа от 1 до 100, не сразу приходят к этому "чувству числа", им нужно много разных игр и много разных способов пощупать это число.
Для нас числа - это более простой способ записи, но для детей это не так. (Точнее, так становится не сразу)
У Звонкина в книжке отличный пример на эту тему.
Давайте я вам сейчас скажу по порядку китайские числительные (без тонов, для простоты):
и, ар, сань, сы, у , лёу, тси, ба, дзёу, ши.
Запомнили?
Молодцы!
А теперь скажите мне, что больше: сань + лёу или у + ши?
Очевидно, для решения вам придётся перечитать условие, и возможно не один раз.
Потому что вам мешает незнакомый язык.
Так для детей запись количества в виде чисел - это тоже отдельный язык.
Если мы говорим про точки, про яблоки на тарелке, про счётные палочки, то им легко решить, где больше, и на сколько. А если ту же задачу записать числами - то уже намного сложнее.
Мы с детьми часто играем так:
покажи мне на 1 палец больше, чем у меня!
А теперь мальчики - покажите на 1 больше, а девочки - на 1 меньше!
На пальцах искать соседние числа куда проще, чем на числах.
А если Саша живёт на третьем этаже, и хочет прийти к Ване на второй, то куда ему надо идти - вверх или вниз?
Из-под кубиков-подушек я вижу 6 ног.
Кто может догадаться, сколько там детей?
Я вот недавно купила прекраснейшие книжки питерского издательства "Речь"
Л. К. Филякина "Игровой счёт в десятке" и другие -
и очень порадовалась, что тоже придумала многие игры, независимо от неё.
http://www.biblio-globus.us/description.aspx?product_no=9473193
Какие ещё задачки можно придумать - такие же наглядные и бытовые?
Какие у вас любимые книжки про математику для дошкольников?
А для начальной школы?