jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Хорошие дети не злятся, и не испытывают сильных эмоций, так?

Мальчики не плачут.
Девочки не злятся.
Мальчики не боятся.
Что ещё?

Я сплошь и рядом слышу подобные утверждения из уст родителей, и особенно - из уст любящих бабушек. И хотя у меня нет ни малейших сомнений в том, что бабушки действительно любят своих внуков, от подобных фраз мне делается нехорошо.

Когда дети ещё не умеют говорить, и активно исследуют мир, тыкая пальчиком то в одно, то в другое, взрослые охотно им показывают и рассказывают:
-Это собачка! Ав-ав!
-А это ворона! Кар-кар!
-А вон трактор копает яму! Колёса большие! Ковш! Руль! Фары.
-Это киска. Не тяни за хвост, ей больно!

Дети растут, и вскоре уже знают по именам часто встречающиеся в их жизни предметы, и самых близких людей.
Это мама и папа, бабушка и дедушка.
Это чашка, это ложка. Это еда и питьё. Каша, суп.
Это шапка, варежки, сапоги. Кран, чтоб мыть руки. Вода, чтоб купаться.
Это машина, трактор, самолёт.
Вот качели, горка, лесенка. Мячик, кукла, коляска.
Вот носик, вот глазки, вот ушки,
а это лоб, а вот плечи, а вот подбородок.

Потом появляются действия с предметами, и слова, описывающие их.
-Бах!
-Вжжж!
-Кач!

Есть такое утверждение, что "нет слова - нет понятия".
Ребёнок до определённого возраста не может точно показать, где у него болит, потому что не знает, как назвать. У него ещё нет слов, чтоб сказать, болит локоть, плечо или кисть. И чем больше слов ребёнок понимает (не обязательно сам произносит, тут важнее понимание), тем более у него детальная картина мира.

А дальше наступает возраст, когда дети осваивают свойства и особенности предметов.
Это большое, а то - маленькое. Эта чашка синяя, а вон та - красная. Эта машинка едет быстро, а та - медленно.

И в этом возрасте дети уже вполне могут различать не только цвет и форму, но и куда более существенные вещи, а именно различные состояния и эмоции. Только поначалу эти эмоции надо для ребёнка озвучивать, проговаривая "за него".
-Ты плачешь, потому что упал, да? Ты испугался, потому что потерял равновесие.
-Тебе обидно, что мальчик забрал твою лопатку.
-Ты устал и проголодался, поэтому тебе трудно успокоиться.
-Ты очень рад, что тебе подарили машинку.

Иногда родители при этом забывают, что ребёнок в 2-3 года зачастую получает информацию о внешнем мире из слов родителей.
Мама приводит ко мне на студию мальчика 2.5 лет, и громко говорит с порога:
-Только мы в зал не войдём, мы очень стеснительные.
Мама сама совершенно не выглядит стесняющейся, поэтому я переспрашиваю:
-Кто из вас? Миша стесняется - или вы оба?
-Миша. Мы такие трусишки! Мы с чужими не разговариваем! Мы вообще всего боимся.
Получается, что мама хочет как лучше, она старается меня предупредить заранее, что малыш стеснительный. Но я это и сама вижу, а малыш слышит, что мама тоже боится.
Куда лучше было бы сформулировать иначе:
-Миша, иди на ручки. Я знаю, что ты боишься, и поэтому буду всё время с тобой рядом. Но я сама тут не боюсь, и покажу тебе, что тут есть интересного. Покажи мне, какие игрушки ты хочешь посмотреть?

Вот только сложность в том, что для многих взрослых это тоже чудовищно сложно - осознавать и называть свои эмоции и чувства. Эмоции - это из области литературы, они бывают в кино и в театре, а у нас - просто жизнь. -Как дела? - Нормально.
Особенно мальчикам в этом плане не везёт обычно.
Считается, что им не положено бояться, не положено плакать, и при этом выражать злость и гнев тоже обычно не разрешают!
Ломать нехорошо,
стучать и шуметь нехорошо,
швырять что-нибудь тоже нехорошо.

А тот, кто бегает и шумит, часто слышит от окружающих что-то вроде "Фу, какой плохой мальчик! Нельзя кричать!"

Интеллект своих детей очень многие стараются развивать,
а вот о том, что надо развивать не только логику, но и фантазию,
не только языковое чутьё, но и эмоциональный интеллект - задумываются не многие.
(http://janemouse.ru/?p=654 - про эмоциональный интеллект чуть подробнее)

Про разговоры с "доброжелательными старушками" и прочими прохожими был очень хороший разбор у Юли Луговской.
Про тех добрых взрослых, которые говорят "Ой, а кто это тут плачет, сейчас я этого мальчика заберу!" или "Кто это плачет? Ты что! Мужчины не плачут!"
http://orangefrog.ru/kak-otshit-starushku/

Вот скажите, какие чувства чаще всего испытывают ваши дети?
И как они их описывают?
Есть ли у них слова для описания своих переживаний, и если да, то в каком возрасте они появились?
Tags: дети, детская речь, психология
Subscribe

  • Игра Тюшка - читать и хохотать

    А мы к игротеке напечатали в бумажном виде игру Тюшка, для своих педагогов и для тех кто такую очень-очень хочет! Вот эту. Потом, я надеюсь, её…

  • Перевёртыши и ребусы

    На зимнем слёте туристят мы вешаем по пути на маршруте всякие ребусы - для детей, а для родителей перевёртыши. Перевёртыш делается так: берём…

  • Любимые книги и второстепенные персонажи в них

    Подумала, что у меня наберётся не меньше десятка книг, которые я легко угадаю по перечислению не самых важных персонажей. Если угадали книжку, пишите…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 176 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Игра Тюшка - читать и хохотать

    А мы к игротеке напечатали в бумажном виде игру Тюшка, для своих педагогов и для тех кто такую очень-очень хочет! Вот эту. Потом, я надеюсь, её…

  • Перевёртыши и ребусы

    На зимнем слёте туристят мы вешаем по пути на маршруте всякие ребусы - для детей, а для родителей перевёртыши. Перевёртыш делается так: берём…

  • Любимые книги и второстепенные персонажи в них

    Подумала, что у меня наберётся не меньше десятка книг, которые я легко угадаю по перечислению не самых важных персонажей. Если угадали книжку, пишите…