jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:
  • Music:

А может, он просто гуманитарий?

Родители, чьи дети не очень уверенно оперируют числами, иногда говорят: "А может, он просто не имеет к этому таланта, так мы и не будем тогда его учить! Может, он гуманитарий!"
С одной стороны, я согласна с тем, что у разных детей - разные склонности,
но с другой - чаще всего речь идёт вовсе не об отсутствии способностей,
а о том, что у ребёнка просто пока не сформировано понятие числа. И ребёнку нужна ваша помощь!
Понятие числа формируется не мгновенно,
и у разных детей это происходит по-разному!
Когда дети учатся считать, то им надо освоить сразу несколько плоскостей.
С одной стороны, им надо выучить слова, которые обозначают количество.
С другой стороны, надо не путать значки, называемые цифрами, не путать "6" и "9", различать "12" и "21".
С третьей стороны, надо понимать словесные формулировки задач.

На вопрос "сколько?" можно ответить "один" или "три!" или "семь!" или "сто!" - это знают даже трёхлетки,
но как эти слова между собой соотносятся - они пока не знают.
Это просто такое языковое правило, типа того, что на вопрос "какого цвета" надо отвечать "красный" или "зеленый" или "йозовый!" (Цвета и оттенки при этом ребёнок может запросто путать, но на вопрос "какого цвета" выберет название одного из оттенков - наобум)

В этих самых словах, обозначающих количество, есть свои сложности и "засады".
Слово "Семь" очень похоже на "Восемь", а "семнадцать" - почти то же самое, что "восемнадцать", и дети часто их путают.
после 19 идёт двадцать, после 29 идёт тридцать, после 39 - не идёт "четырдцать", или "четердесять", а идёт почему-то "сорок".
Ну и другие есть сложные для запоминания места.

Однако дети учатся считать, то есть произносить скороговорку:
"Один-два-три-четыре-пять..."
Этот полезный навык пока вообще не имеет отношения к пониманию количества, это чисто словесный навык, требующий памяти и некоторой логики (для понимания того, что после 21 идёт 22, а после 31 - идёт 32)

Допустим, произносить скороговорку до десяти или до двадцати ребёнок уже умеет.
Значит ли это, что он умеет считать?
Отнюдь!
Он знает эти слова как последовательность,
они сцеплены друг с другом, как буквы в алфавите.

Вот вы можете сказать, какая буква в алфавите стоит перед С?
С какой буквы вы при этом начинаете проговаривать алфавит? с буквы О? или с самого начала?
Дети поначалу проговаривают числа по порядку - до нужного.

Если спросить, какое число идёт после 4, они быстро проговаривают:
"Один-два-три-четыре-пять.... Ага, четыре, пять. Пять!"
-А какое число идёт перед 4?
"Один-два-три-четыре-пять..., Ага, три, четыре. Три!"

Вроде, вопрос понятен ребёнку, но... Спросите его, какое число идёт перед 16, и некоторые дети отвечают сразу, а часть минуту шевелит губами - и только потом выдаёт правильный ответ.
Они понимают, как получить нужную информацию, но у них пока нет доступа к каждой из этих точек!
Их представление о числовой прямой - это как лифт, который останавливается не на каждом этаже.
Надо доехать до знакомого этажа, и оттуда идти пешком.

Как показать на пальцах 6?
Показать 5 - и ещё 1. А можно и иначе - показать 3 и 3, или 4 и 2.
А как показать 8?

Альбом: doshk15nov


Некоторые дети, чтоб показать 8 пальцев, сперва пересчитывают все 5 пальцев на одной руке, они ещё не умеют пользоваться знанием о том, что там ровно 5 пальцев.

Дети, которые умеют произносить числа одно за другим по порядку,
не всегда реально умеют отсчитать нужное число предметов,
или сделать нужное число шагов.

Очень полезно уметь оценить - сколько шагов от меня до того стула,
сколько карандашей поместятся вдоль края стола,
сколько моих пальцев поместится вдоль края тетрадки,
сколько орехов можно удержать в кулаке.

Отхожу от детей метра на два, прошу посчитать - сколько до меня шагов-лилипутов.
-Тридцать?
-Сорок?
Пробуют - оказывается, что около 12.
Подхожу чуть ближе.
-А теперь сколько.
-Теперь двадцать!

-А кто может поднять столько карандашей, сколько раз я скажу "мяу"?
-Мяу-мяу-мяу, мяу-мяу!
-А теперь покажите на пальцах, сколько раз я скажу "гав".
-Гав-гав, гав-гав!
-А теперь я покажу вам несколько пальцев, а вы столько же раз скажите "мяу!"

-А теперь потрогайте стенку тремя пальцами. А теперь - стул, семью пальцами!
-Покажите на 1 палец больше, чем у меня!
-Кто может добавить свои пальцы, чтоб вместе у нас стало 5?
-А сколько нужно добавить, чтоб вместе стало 10?
-Какой этаж ниже шестого?
-Сколько ушей у трёх зайцев?
-А сколько зайцев, если я вижу 4 уха?

Пока все эти задачи вызывают затруднение, значит, понятие числа не вполне сформировано.
Бывает, что ребёнок может вполне успешно пользоваться словами, обозначающими количество, и уверенно повторять заученное как стишок "два плюс три равно пять", но при этом *****, а лучше - пять точек как на игральном кубике - ему будет понятнее, чем написанная цифра.
(Взрослым уже сложно представить, что пиктограмма может быть понятнее, чем число. Но вы подумайте, а что вам понятнее - числительное на полу-знакомом языке - или пиктограмма?)

Пока человек не очень уверенно освоил некоторый навык, он пользуется им неохотно.
И поэтому те дети, которые плохо понимают счёт, в школе часто решают, что на математике проще списать у соседа, чем понять, откуда берётся ответ.
Вот и получаются дети, которые считают, что математика - это такая наука телепатии,
надо посмотреть в лицо учителю. и по его лицу выяснить, каков ответ, или хотя бы какое действие нужно выполнить - складывать? Отнимать?

http://janemouse.ru/?page_id=257
Считать можно и нужно просто по ходу жизни, не выделяя для этого специальное время.
Кто видит три красных предмета?
Есть ли тут пять машин? Больше? А сколько?
Поставь для всех тарелки, и на каждую положи по два бутерброда!
Смотри, как много у нас ботинок: 2 папиных, 2 маминых, и два твоих - сколько же всего?
Можно считать очки в играх,
а есть и специально игры, тренирующие счёт.
Я из таких игр люблю "Хали-гали",
и всякие игры с простым подсчётом, типа "Кот у ворот"
http://janemouse.ru/?page_id=704

А какие у вас любимые игры, связанные с математикой?
Tags: дети, дошколка, кружок, математика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments