а то, что надо делать два дела одновременно.
Надо и писать в тетради примеры,
и в то же время слушать, что говорит учитель.
Или надо слушать, как читает другой ученик, и в то же время следить в тексте - где он читает.
Если каждое из этих дел простое, то их легко совмещать,
но если одно из этих дел сложное,
то добавление любого дополнительного действия, даже простого, вызывает у детей ступор.
Мы на занятии с дошкольниками много раз считали вверх и вниз, считали двойками, считали - и одновременно хлопали по коленкам (это уже сложнее, но дети привыкли)
Иногда мы запускаем не просто волну счёта и хлопков,
а ещё и руки перекрещиваем.
Вот так:
Иногда мы считаем, передавая по кругу бомбу из игры "тик-так-бум".
Бомба тикает и отвлекает, мешает думать,
но тем интереснее.
Можно передавать бомбу и придумывать слова на заданную тему,
скажем, всё, что бывает в холодильнике,
или то, что лежит в портфеле у школьника.
В классе тоже часто много отвлекающих факторов (сосед по парте уронил карандаш, на подоконник села синица, за окном проехала пожарная машина), и мы учимся не отвлекаться, и продолжать думать в сложных условиях.
Иногда мы специально предупреждаем детей, что будем их запутывать.
Например, играем в "пол-окно-потолок".
Я называю слова, описывая разные предметы в зале, а дети должны на них показывать.
А я сама показываю то правильно, то неправильно,
и пытаюсь сбить их с толка.
Когда дети становятся водящими,
они обнаруживают, что это очень непросто.
Одни называют всегда неправильно,
говорят "дверь", а показывают на окно,
другие, наоборот, показывают и говорят одно и то же, им сложно показать не туда.
Вторая сложность,
которая бывает у детей в школе,
не всем взрослым бывает заметна:
Дети не всегда понимают, когда пора приступать к выполнению упражнения, и когда надо остановиться.
Инструкция может быть любая, например, такая:
"Скажи "Я начинаю". Возьми счётные палочки, и сложи из них пять треугольников. Потом скажи "Я закончил"
или
"Скажи "Я начинаю". Возьми красный карандаш. Подчеркни в тексте первые четыре буквы "А", потом скажи "Я закончил".
Дети начинают выполнять это задание - и забывают сказать "Я начинаю", потом забывают вовремя остановиться - и подчёркивают не 4, а все 15 А в тексте. Потом вспоминают, что надо сказать "Я закончил".
В какой-то раз мы попросили идти по периметру зала, подпрыгивая в каждом углу, и по пути вспоминать слова на нужную тему. Один вспоминал птиц, другой зверей, третий транспорт. Все шли и тихо бормотали, но отвлекались так, что буквально через 5 шагов остановились вовсе!
В другой раз мы дали такую инструкцию:
"Скажи "Я начинаю". Возьми карандаш, соедини одинаковые фигурки стрелочками. Потом возьми карандаш и веди им по пунктирной линии от точки до стрелочки, и одновременно считай вслух. Когда дорисуешь, напиши, до какого числа ты успел досчитать. Потом скажи "Я закончил!"
Некоторым детям оказалось просто невозможно одновременно и вести карандашом по пунктиру, и при этом считать.
Линия прерывалась то и дело,
а счёт доходил до семи, потом снова возвращался к одному,
застревая чуть ли не на каждом числе.
Аналогичная картина наблюдалась и при игре в "Zingo" -
некоторые дети по пять раз пересчитывали те карточки, где было по 7, 8, 9 и 10 предметов - но так и не запоминали, что у них это число есть.
Смотреть на карточки и держать в голове число - было для них слишком много.
А вы часто делаете несколько дел одновременно?
Можете ли вы делать что-то для себя новое и сложное - и при этом разговаривать или слушать музыку?
Умеют ли это ваши дети?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →