jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Сколько дел одновременно может делать ваш ребёнок?

В школе зачастую у детей вызывает сложность не само по себе задание,
а то, что надо делать два дела одновременно.
Надо и писать в тетради примеры,
и в то же время слушать, что говорит учитель.
Или надо слушать, как читает другой ученик, и в то же время следить в тексте - где он читает.
Если каждое из этих дел простое, то их легко совмещать,
но если одно из этих дел сложное,
то добавление любого дополнительного действия, даже простого, вызывает у детей ступор.
Мы на занятии с дошкольниками много раз считали вверх и вниз, считали двойками, считали - и одновременно хлопали по коленкам (это уже сложнее, но дети привыкли)

Иногда мы запускаем не просто волну счёта и хлопков,
а ещё и руки перекрещиваем.
Вот так:


Иногда мы считаем, передавая по кругу бомбу из игры "тик-так-бум".
Бомба тикает и отвлекает, мешает думать,
но тем интереснее.
Можно передавать бомбу и придумывать слова на заданную тему,
скажем, всё, что бывает в холодильнике,
или то, что лежит в портфеле у школьника.

В классе тоже часто много отвлекающих факторов (сосед по парте уронил карандаш, на подоконник села синица, за окном проехала пожарная машина), и мы учимся не отвлекаться, и продолжать думать в сложных условиях.

Иногда мы специально предупреждаем детей, что будем их запутывать.
Например, играем в "пол-окно-потолок".
Я называю слова, описывая разные предметы в зале, а дети должны на них показывать.
А я сама показываю то правильно, то неправильно,
и пытаюсь сбить их с толка.



Когда дети становятся водящими,
они обнаруживают, что это очень непросто.
Одни называют всегда неправильно,
говорят "дверь", а показывают на окно,
другие, наоборот, показывают и говорят одно и то же, им сложно показать не туда.

Вторая сложность,
которая бывает у детей в школе,
не всем взрослым бывает заметна:
Дети не всегда понимают, когда пора приступать к выполнению упражнения, и когда надо остановиться.

Инструкция может быть любая, например, такая:
"Скажи "Я начинаю". Возьми счётные палочки, и сложи из них пять треугольников. Потом скажи "Я закончил"
или
"Скажи "Я начинаю". Возьми красный карандаш. Подчеркни в тексте первые четыре буквы "А", потом скажи "Я закончил".
Дети начинают выполнять это задание - и забывают сказать "Я начинаю", потом забывают вовремя остановиться - и подчёркивают не 4, а все 15 А в тексте. Потом вспоминают, что надо сказать "Я закончил".

В какой-то раз мы попросили идти по периметру зала, подпрыгивая в каждом углу, и по пути вспоминать слова на нужную тему. Один вспоминал птиц, другой зверей, третий транспорт. Все шли и тихо бормотали, но отвлекались так, что буквально через 5 шагов остановились вовсе!




В другой раз мы дали такую инструкцию:
"Скажи "Я начинаю". Возьми карандаш, соедини одинаковые фигурки стрелочками. Потом возьми карандаш и веди им по пунктирной линии от точки до стрелочки, и одновременно считай вслух. Когда дорисуешь, напиши, до какого числа ты успел досчитать. Потом скажи "Я закончил!"


Некоторым детям оказалось просто невозможно одновременно и вести карандашом по пунктиру, и при этом считать.
Линия прерывалась то и дело,
а счёт доходил до семи, потом снова возвращался к одному,
застревая чуть ли не на каждом числе.



Аналогичная картина наблюдалась и при игре в "Zingo" -
некоторые дети по пять раз пересчитывали те карточки, где было по 7, 8, 9 и 10 предметов - но так и не запоминали, что у них это число есть.

Смотреть на карточки и держать в голове число - было для них слишком много.

А вы часто делаете несколько дел одновременно?
Можете ли вы делать что-то для себя новое и сложное - и при этом разговаривать или слушать музыку?
Умеют ли это ваши дети?
Tags: дошколка, игры, психология, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →