jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Счёт и наглядность. Спички детям не игрушка?!

Кто о чём, а я - снова про обучение счёту ))
Мне очень близка идея Монтессори, у них
10 - это палочка с десятью нанизанными бусинами,
100 - квадрат 10 на 10 из таких же бусин,
1000 - кубик из таких бусин.
После этого точно не перепутаешь 203 и 230, потому что понимаешь, какой вес даёт цифра в первом разряде, во втором и в третьем.
Мы вчера с четырёхлетками отсчитывали по 10 спичек, и перевязывали их маленькими резиночками для волос, образуя "букеты", которые называются "десяток".
Для половины детей оказалось сложно отсчитать именно 10. а не 9 или 11 спичек.
Они произносят скороговорку 1-2-3...-9-10, но не совсем совпадают с перекладыванием спичек.
Мы даже давали некоторым картонные коробочки из-под яиц,
чтобы они могли сложить в каждую ячейку ровно по одной спичке,
и так отсчитать ровно 10.

Самую большую сложность вызвал процесс скрепления букета.
Надеть один оборот резинки ещё можно, но как потом нацепить второй оборот?!
Как сложно, оказывается, подцепить край колечка, перекрутить его, и накинуть второй оборот!

А потом перекладывали десятки - и считали десятками, приговаривая:
один десяток - это десять.
два десятка - двадцать.
три десятка...
Некоторые считают, что три десятка - тринадцать, а четыре - четырнадцать.
Очень удивляются и радуются, что 10 десятков - это сто.

Сотен мы успели связать парочку, и с ними тоже немного поиграли.
Опять же, многим сложно привыкнуть, что "одна сотня" это и есть "100",
"две сотни" - "200".

А потом я собирала число, скажем, 234, из связок спичек, и мы учились его называть,
а потом меняли то одну цифру, то другую.
И всё проговаривали.
234, а теперь добавим 2 спички, сотен осталось 2, десятков осталось 3, а единиц стало сколько? Стало 6. Значит, это 236.
Теперь давай попробуем добавить 1 десяток.
Сколько у нас теперь десятков? Четыре десятка, а как их назвать? нет, не четырнадцать, а сорок.

Мне кажется, что подобным манипуляциям с реальными предметами нужно уделять намного больше времени, чем заучиванию "таблицы сложения".
Ребёнок должен сначала представлять зрительно и на ощупь, как выглядит 13, а как - 30.

А потом мы с этими связками спичек играем в магазин,
учимся давать сдачу,
подбирать нужную сумму.

А ваши дети могут связать "букет" из 10 спичек?
У меня половина шестилеток не справилась, а из четырёхлеток - только две девочки...
Tags: дошколка, математика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments