-Уууу! - заныли мальчишки. -Мы не хотим математику! Мы хотим в мяч играть!
-Н-да, - подумала я, - отличное начало для игротеки, многообещающее.
И предложила детям поиграть в "Угадай этаж".
-Я загадала этаж в 100-этажном доме. Вы можете называть этаж, а я вам скажу, выше или ниже живёт дракон.
(Когда я играю с маленькими девочками, я загадываю этаж, на котором живёт принцесса или фея,
и дом делаю10-этажный или 20-этажный. А в следующий раз предлагаю им самим выбрать, кто будет жить в этом доме)
-30?
-Выше!
-55?
-Выше!
-45?
-Выше, - спокойно отвечаю я, а родители начинают беспокойно ёрзать и шептаться.
-35?
-Выше.
-Но почему ты спрашиваешь 35, когда Дане уже сказали, что выше, чем 55?! - не выдерживают родители.
А на самом деле такая ситуация на уроках бывает очень часто - дети редко слушают, что отвечают другим, и отгадывают не все вместе, а каждый - сам за себя.
-95?
-Ниже!
Рано или поздно этаж отгадан, и дети уже вовлечены в игру, требуют повторения.
Сыграв раза три, мы меняем игру на "Чёрный ящик" (http://janemouse.ru/?page_id=179)
Первое правило самое простое, Х + 1,
дети быстро его отгадывают.
Второе правило я делаю другим: если число кончается на 5, то добавляем 5,
если число не кончается на 5, то отнимаем 2.
Дети говорят мне число, а я говорю им, что получается.
35 -> 40
45 -> 50
50 -> 48
48 -> 46
-Я понял, я понял, прошу проверку! - говорит Лёва.
я предлагаю ему 15, он верно говорит, что получится 20. Предлагаю ему 20, он говорит - 25.
-Нет, ты понял не всё правило, а только часть. Играем дальше. Если положить 20, то получишь 18.
Когда кто-то из детей уже полностью понял правило, я прошу его сформулировать его словами.
Потом мы играем в "1, 2, не собьюсь", в той модификации, которую мне показали в Мюнхене, а именно - вместо "не собьюсь" говорим "я - молодец!"
Игра очень простая, но очень сложно не сбиваться.
Вместо чисел, которые делятся на 3, то есть 3, 6, 9, 12 и тп, мы говорим "Я - молодец!", и вместо тех чисел, в записи которых есть цифра 3, (3, 13, 23, 30, 31, 32 и тд )тоже говорим "Я молодец", а все остальные числа называем.
Получается 1, 2, Я молодец, 4, 5, Я молодец, 7, 8, Я молодец, 10, 11, Я молодец, Я молодец, 14, Я молодец, 16 и тд
Но чаще всего дети говорят так: 1, 2, Я молодец, 4, 5, Я молодец, 6, 7, Я молодец,
и я передаю ход следующему.
Вчера мы дошли до 24, кажется.
А потом отпустили мальчишек играть в футбол, а сами играли со взрослыми в настольные игры:
spot it
duo
Барабашка (geistes blitz)
speedy bag (быстрая сумочка)
halli-galli
rory's story cubes
Я стараюсь всегда показывать не только саму игру, но и варианты усложнения правил, или, наоборот, модификации, которые делают игру доступной для самых маленьких.
Скажем, в "барабашку" можно играть с трёхлетками, если оставить только простые карточки.
А в "spot it" можно играть не на скорость, а по кругу, чтобы у каждого было время - спокойно найти общую картинку.