jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Математика для первоклашек

Мне в этом году дали дополнительные занятия у первоклашек.
Ооо, бедные малыши!
Всё это происходит на пятом-шестом уроке, они приходят уже абсолютно никакие.
Больше всего хочется пойти и поиграть с ними в салки, это было бы куда более осмысленно, чем пытаться с ними решать задачки.

Забавно, что после этого в 3 часа дня на кружок приходят другие первоклашки - и отлично занимаются...

А с этими усталыми приходится придумывать что-нибудь интересное и необычное.
Угомонить их бывает непросто, но такой фокус помогает: "А кто умеет ответ в задаче не кричать вслух, а написать на листочке? Молодцы! А теперь ещё хитрее - кто может закрыть глаза, голову положить на парту, а ответ показать на пальцах?"
Так намного больше шансов, что дети будут думать сами, а не повторять ответы друг за другом...

Некоторым детям жизненно надо поскакать.
Предлагаю одному из таких неугомонных подойти ко мне, и на ухо шепчу ему, сколько раз надо прыгнуть.
Он прыгает у доски, остальные - считают.
Потом говорят, точнее, на пальцах показывают - сколько надо ещё "допрыгать", чтобы стало 10.

А теперь зову другого неугомонного к доске, он показывает на пальцах какое-то число, и я показываю ещё немного (скажем, 1 или 2), а всем остальным надо сосчитать - и опять дополнить до десяти.

Счёт в пределах десятка, надо сказать, многие знают скорее как стишок или как песенку алфавита.
А когда доходит до необходимости что-то вычислить, начинают загибать пальцы и шевелить губами.

Любимая моя задача про соседей звучит так:
"В одном большом городе есть очень высокий дом.
В этом высоком доме живёт принцесса.
Одни её соседи живут на седьмом этаже, другие - на пятом.
На каком этаже живёт принцесса?"

Так вот, пока я называю этажи в пределах первого десятка, дети отвечают быстро.
Но если сказать, что соседи на 16-ом и на 18-ом этажах, то дети будут долго-долго бормотать и шевелить губами. Они поняли задачу,
но у них пока нет прямого доступа к любому числу, только последовательный, надо произнести все числа от 1 до 16 - тогда получится ответ!

Другая задача - про шоколадки.
Я рисую прямоугольник из 4 клеточек, и предлагаю разделить эту шоколадку для близнецов.
Говорю, что близнецы любят всё одинаковое, и шоколадки одинаковой формы.
Потом берём разные прямоугольники из 6, из 8 и из 12 клеток, и ищем несколько способов разделить шоколадку, чтобы кусочки были равны.
Делить шоколадку по границам клеточек малышам очень нравится,
многие просят и на дом таких задачек.

А мне-то, собственно говоря, того и надо - мне хочется, чтобы они получили удовольствие от решения задачек. Никакие наклейки и пятёрки за выполненные задания не сравнятся с собственным ощущением: "Я могу! У меня получается!"
Tags: кружок, математика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments