Ооо, бедные малыши!
Всё это происходит на пятом-шестом уроке, они приходят уже абсолютно никакие.
Больше всего хочется пойти и поиграть с ними в салки, это было бы куда более осмысленно, чем пытаться с ними решать задачки.
Забавно, что после этого в 3 часа дня на кружок приходят другие первоклашки - и отлично занимаются...
А с этими усталыми приходится придумывать что-нибудь интересное и необычное.
Угомонить их бывает непросто, но такой фокус помогает: "А кто умеет ответ в задаче не кричать вслух, а написать на листочке? Молодцы! А теперь ещё хитрее - кто может закрыть глаза, голову положить на парту, а ответ показать на пальцах?"
Так намного больше шансов, что дети будут думать сами, а не повторять ответы друг за другом...
Некоторым детям жизненно надо поскакать.
Предлагаю одному из таких неугомонных подойти ко мне, и на ухо шепчу ему, сколько раз надо прыгнуть.
Он прыгает у доски, остальные - считают.
Потом говорят, точнее, на пальцах показывают - сколько надо ещё "допрыгать", чтобы стало 10.
А теперь зову другого неугомонного к доске, он показывает на пальцах какое-то число, и я показываю ещё немного (скажем, 1 или 2), а всем остальным надо сосчитать - и опять дополнить до десяти.
Счёт в пределах десятка, надо сказать, многие знают скорее как стишок или как песенку алфавита.
А когда доходит до необходимости что-то вычислить, начинают загибать пальцы и шевелить губами.
Любимая моя задача про соседей звучит так:
"В одном большом городе есть очень высокий дом.
В этом высоком доме живёт принцесса.
Одни её соседи живут на седьмом этаже, другие - на пятом.
На каком этаже живёт принцесса?"
Так вот, пока я называю этажи в пределах первого десятка, дети отвечают быстро.
Но если сказать, что соседи на 16-ом и на 18-ом этажах, то дети будут долго-долго бормотать и шевелить губами. Они поняли задачу,
но у них пока нет прямого доступа к любому числу, только последовательный, надо произнести все числа от 1 до 16 - тогда получится ответ!
Другая задача - про шоколадки.
Я рисую прямоугольник из 4 клеточек, и предлагаю разделить эту шоколадку для близнецов.
Говорю, что близнецы любят всё одинаковое, и шоколадки одинаковой формы.
Потом берём разные прямоугольники из 6, из 8 и из 12 клеток, и ищем несколько способов разделить шоколадку, чтобы кусочки были равны.
Делить шоколадку по границам клеточек малышам очень нравится,
многие просят и на дом таких задачек.
А мне-то, собственно говоря, того и надо - мне хочется, чтобы они получили удовольствие от решения задачек. Никакие наклейки и пятёрки за выполненные задания не сравнятся с собственным ощущением: "Я могу! У меня получается!"