jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

На конфетах считать легче

С этим, наверное, сталкивались все учителя и родители: деньги и конфеты дети считают куда успешнее, чем примеры из учебника.
Пользуясь этим, мы недавно с детьми на кружке обсуждали деление с остатком.
То есть, я им не говорила, что это именно так называется,
но задачки они щёлкали вовсю.

Для начала мы обсудили, что если ребёнку 9 месяцев, то ему ещё нет года, а если 15 месяцев, то ему уже чуть больше года. Посчитали, сколько месяцев двухлетке и тп. После этого я предложила каждому подсчитать свой возраст в месяцах. Некоторые выяснили, что им ровно 100 месяцев, и были этому страшно рады.

Потом я предложила перенестись на воображаемую планету, где год длится только 9 месяцев.
Если там малышу 13 месяцев, то ему 1 год и 4 месяца, так?
А если ему 25 месяцев, то сколько ему полных лет?

А если мы переедем на планету, где год длится 5 месяцев, нам станет больше лет или меньше?
А если на планету, где год длится 20 месяцев?

Некоторые дети щёлкали эти задачки как орешки, другим же не хватало арифметики.
Они понимали, ЧТО они хотят посчитать, но вот именно СОСЧИТАТЬ ещё не могли.

Я предложила задачу попроще.
У нас есть мороженое по 7 рублей.
Сколько таких мороженых мы можем купить на 3 рубля? на 10 рублей? на 25 рублей? на 45 рублей?
А если есть шоколадки по 4 рубля, сколько мы можем накупить на 45 рублей? А на 15 рублей?

В таких ситуациях детей совершенно не смущает, проходили ли они в школе тему "умножение" и тем более "деление с остатком". Они поняли идею, и сидят, бормочут, загибают пальцы...

И всё же многие дети во втором классе считать дальше первого десятка почти не умеют.
Видимо, когда учебник начинается с того, что дети проходят "1 + 1 = 2", им сразу становится скучно, ведь это они знали ещё в три года. А вот потом оказывается, что дальше они считать не научились...

Дело в том, что процесс обучения счёту - не мгновенный, (как и переход от чтения отдельных слов к пониманию текстов). И бывают дети, которые вслух произносят залпом без пауз фразы из букваря - пока воздуха хватает: "УРОМЫША.РЫ.МАШАМЫЛАЧА. ШКУИЛОЖКУ."
И точно так же есть дети, у которых произнесение чисел подряд не сильно связано с каким-то смыслом, с пониманием сути количества.

Одни дети бойко считают уже в 3-4 года, другие и в 8 ещё активно пользуются пальцами, а когда пальцев рук не хватает, считают их носом, и пытаются подключить пальцы на ногах.
У одних детей процесс освоения счёта идёт легче, у других - тяжелее и дольше.

Довольно долго дети, которых просят посчитать, скажем, 6 + 3, начинают с того, что пересчитывают шесть пальцев, начиная с первого.
Они в принципе знают, что на руке 5 пальцев, но пользоваться этим знанием ещё не могут.

В такой ситуации очень помогают разные игры, во время которых надо считать очки, скажем, "10 свинок". Там вся суть игры построена на том, что нужно дополнять числа до десяти. И многим первоклашкам это не просто трудно, а ОЧЕНЬ трудно.

Мы играли со школьниками в "хали-гали" - и даже это отнюдь не так просто для них, хотя там всего лишь счёт до пяти.

А ещё есть распространённое мнение, что логика и арифметика тесно связаны. И если ребёнок пока плохо считает, то он, наверное, и в логике не силён.
На самом деле, это навыки из совершенно разных областей.
В прошлый раз у меня на кружке девочка, которая медленнее всех считала, впервые увидела игру "Барабашка" - и немедленно всё поняла, и обыграла всех!

Арифметика и устный счёт хорошо тренируют мозги, но особенно хорошо это работает в том случае, если они поданы в интересной форме.
Считать, сколько конфет или монет, куда веселее, чем просто решать столбики с примерами...
Tags: игры, кружок, математика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments