Чем понятнее и интереснее для детей формулировка задачи, тем охотнее они за неё берутся.
Ясно, что одни дети к языкам более способны, другие - менее,
но можно искать метафоры, истории и сказки,
которые помогают детям понять, о чём вообще идёт речь.
На кружке мы с детьми в последний раз ... прыгали.
Вперёд, назад, вбок.
У нас была схема на доске:
Альбом: krusok18_10 |
В соответствии с этой схемой трое учеников прыгали, а остальные в тетрадках рисовали траекторию.
Я диктовала:
Кар-кар-мяу!
кар! гав!
кар-кар-кар!
А получалось у них примерно так:
Для первоклашек, кстати, было не так уж просто.
А уж для пятилеток, которые вполне успешно пересчитывают 4-5 предметов, которые можно пощупать руками, вообще оказалось почти нереально на слух отличить "кар-кар-кар" от "кар-кар, кар-кар".
Прикинуть, сколько шагов от меня до кошки, они уже могут:
А вот пройти потом именно столько - не всегда )
А ещё, когда я вижу, что дети пришли усталые, я предлагаю им такую игру.
Они кладут головы на парты,
а я им даю задачку, ответ на которую они должны показать на пальцах, не открывая глаз.
Некоторые дети отвечают всё правильно, даже лёжа под партой ))
А вообще, решать задачи на пальцах бывает очень сложно - не хватает рук, не хватает пальцев, и дети начинают пересчитывать пальцы носом )
У многих детей бывает этап, когда они вроде бы знают, что на каждой руке по 5 пальцев,
но при этом им всё равно надо каждый раз эти свои пять пальцев пересчитать заново.
Они ещё не могут начинать сразу с пяти.
В этот момент потребовать, чтобы они считали без пальцев - почти бесполезно.
Но тренировать-то устный счёт всё равно надо,
и мы взяли классическую метафору - градусник.
Тем более, что в Москве уже минус,
и очень легко можно обсуждать разницу между +5 и -5.
-Вот у нас сейчас +5, а потом на 2 градуса стало холоднее.
Сколько теперь градусов, кто скажет?
Так мы двигаем магнит по градуснику,
потом решает такую же задачу в уме,
и когда снова станет +5 дружно хлопаем в ладоши.
Мне в своё время метафора с градусником отлично помогала при объяснении отрицательных чисел.
А какие ещё удобные и наглядные математические метафоры вы знаете и используете для объяснения?