jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Математика - это язык

Понятно ли мы учим детей этому языку - отдельный вопрос.
Чем понятнее и интереснее для детей формулировка задачи, тем охотнее они за неё берутся.
Ясно, что одни дети к языкам более способны, другие - менее,
но можно искать метафоры, истории и сказки,
которые помогают детям понять, о чём вообще идёт речь.

На кружке мы с детьми в последний раз ... прыгали.
Вперёд, назад, вбок.
У нас была схема на доске:
Альбом: krusok18_10


В соответствии с этой схемой трое учеников прыгали, а остальные в тетрадках рисовали траекторию.
Я диктовала:
Кар-кар-мяу!
кар! гав!
кар-кар-кар!

А получалось у них примерно так:


Для первоклашек, кстати, было не так уж просто.
А уж для пятилеток, которые вполне успешно пересчитывают 4-5 предметов, которые можно пощупать руками, вообще оказалось почти нереально на слух отличить "кар-кар-кар" от "кар-кар, кар-кар".

Прикинуть, сколько шагов от меня до кошки, они уже могут:


А вот пройти потом именно столько - не всегда )

А ещё, когда я вижу, что дети пришли усталые, я предлагаю им такую игру.
Они кладут головы на парты,
а я им даю задачку, ответ на которую они должны показать на пальцах, не открывая глаз.
Некоторые дети отвечают всё правильно, даже лёжа под партой ))


А вообще, решать задачи на пальцах бывает очень сложно - не хватает рук, не хватает пальцев, и дети начинают пересчитывать пальцы носом )



У многих детей бывает этап, когда они вроде бы знают, что на каждой руке по 5 пальцев,
но при этом им всё равно надо каждый раз эти свои пять пальцев пересчитать заново.
Они ещё не могут начинать сразу с пяти.
В этот момент потребовать, чтобы они считали без пальцев - почти бесполезно.

Но тренировать-то устный счёт всё равно надо,
и мы взяли классическую метафору - градусник.
Тем более, что в Москве уже минус,
и очень легко можно обсуждать разницу между +5 и -5.



-Вот у нас сейчас +5, а потом на 2 градуса стало холоднее.
Сколько теперь градусов, кто скажет?

Так мы двигаем магнит по градуснику,
потом решает такую же задачу в уме,
и когда снова станет +5 дружно хлопаем в ладоши.

Мне в своё время метафора с градусником отлично помогала при объяснении отрицательных чисел.
А какие ещё удобные и наглядные математические метафоры вы знаете и используете для объяснения?
Tags: кружок, математика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments