Я тут три дня сидела и рассматривала разные учебники математики для началки. И чем больше смотрела, тем сильнее росло моё недоумение.
В первый класс приходят дети, которым исполнилось 6 лет.
И на собеседовании перед школой их обычно просят что-то сосчитать, решить пару задачек, так?
Детей, которые приходят в школу, не умея читать, я знаю множество (и мой собственный сын тоже был одним из них).
А вот детей, которые бы при поступлении в школу не умели считать до пяти хотя бы - я не встречала. Обычно дети как минимум знают цифры и умеют считать в пределах 5, а чаще в пределах 10. Многие считают свободно и дальше, но не о них речь. Вам встречались дети, которые бы при поступлении в школу не умели считать до пяти - такое бывает?
А потом дети приходят на урок математики, и ... первые 8 уроков по программе вообще взгляд и нечто, шире-уже, выше-ниже, большой-маленький, справа-слева, над-под, продолжи узор по клеточкам, зачеркни, обведи.
А потом говорят: смотрите дети, это цифра "один", пишут её вот так: 1.
Следующий урок - знакомство с числом 2.
Потом - с числом три. и с примерами типа 2 + 1 = 3.
Ребёнок начинает считать, что его держат за дебила - всё это он знал уже в 4 года.
И учителя, видимо, прекрасно понимают, что до 5 все дети считают и без них.
Но дальше начинается самое интересное:
на числа 6, 7, 8 и 9 тоже отводится ровно по одному уроку.
А я бы, между прочим, с ними подольше повозилась.
Потому что учить наизусть таблицу сложения кажется мне делом бесперспективным, а вот пощупать - из каких кусочков может быть сложено то или иное число - очень полезно.
Получается, что дети сначала привыкают к тому, что на уроках математики занимаются чем-то простым и скучным, а потом вдруг - раз! - и половина детей оказывается за бортом.
Те, кто до школы освоили счёт, и не только могут произнести скороговорку "один-два-три-четыре-пять", но и понимают суть количества - тем по-прежнему легко. Подумаешь, 5 + 2 - чего там сложного?
А вот те, кто реально ориентируется пока только в первой пятёрке, начинают "плавать".
И с каждым днём им становится всё сложнее.
Меж тем учебник уже торопится дальше, а многие дети ещё и в пределах первого десятка не слишком хорошо ориентируются.
Что делают дети?
Они приспосабливаются.
Учатся списывать у шустрых соседей.
Осваивают мастерство угадывания по лицу.
И раз за разом снова убеждаются в том, что математика - наука телепатии, надо по выражению лица учителя угадать, складывать или отнимать, и какой будет ответ.
Задачи "повышенной сложности" тем более вызывают недоумение. Совершенно непонятно, как к ним подступиться.
"Вырежи из бумаги в клетку такие фигуры и сложи из них квадрат."
Вы видели учителей, которые бы реально давали на уроке такое задание?
А вы видели первоклассников, которые могли бы такое решить сами, без подсказок?
А таких, которые могли бы вырезать хитрые фигурки по клеточкам?
Считается, что дети не знают чисел больше 10, меж тем урок № 20, где вводится число 1, находится на странице 43 учебника. Как дети должны открывать нужную страницу?
Число 3 вводится в уроке № 29, на странице 60, и в этом уроке 8 заданий, часть из которых - с длинными текстами. Кто эти тексты читает - сами дети, мама, учитель?
В учебнике прямо вводится противопоставление: это квадраты, а это - прямоугольники. Это квадраты, а это - ромбы. И по 2 примера, никаких определений...
Я уж не говорю про картинки в учебниках математики. От них мне хочется плакать. Звери не похожи на зверей, а люди - на людей.
Ведь бывают же красивые книжки по математике,
и интересные задачи, доступные первоклашкам тоже бывают,
в том числе такие, которые вообще не содержат текста!
Вот, например, книги иллюстратора Анно
(развороты можно посмотреть тут: http://rikki-t-tavi.livejournal.com/tag/mitsumasa_anno)
Такое доходчивое и наглядное объяснение умножения!
Anno's Mysterious Multiplying Jar
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →