jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Учебники математики для первого класса

Или - откуда растут проблемы с математикой у многих детей.

Я тут три дня сидела и рассматривала разные учебники математики для началки. И чем больше смотрела, тем сильнее росло моё недоумение.
В первый класс приходят дети, которым исполнилось 6 лет.
И на собеседовании перед школой их обычно просят что-то сосчитать, решить пару задачек, так?
Детей, которые приходят в школу, не умея читать, я знаю множество (и мой собственный сын тоже был одним из них).
А вот детей, которые бы при поступлении в школу не умели считать до пяти хотя бы - я не встречала. Обычно дети как минимум знают цифры и умеют считать в пределах 5, а чаще в пределах 10. Многие считают свободно и дальше, но не о них речь. Вам встречались дети, которые бы при поступлении в школу не умели считать до пяти - такое бывает?

А потом дети приходят на урок математики, и ... первые 8 уроков по программе вообще взгляд и нечто, шире-уже, выше-ниже, большой-маленький, справа-слева, над-под, продолжи узор по клеточкам, зачеркни, обведи.
А потом говорят: смотрите дети, это цифра "один", пишут её вот так: 1.
Следующий урок - знакомство с числом 2.
Потом - с числом три. и с примерами типа 2 + 1 = 3.
Ребёнок начинает считать, что его держат за дебила - всё это он знал уже в 4 года.
И учителя, видимо, прекрасно понимают, что до 5 все дети считают и без них.
Но дальше начинается самое интересное:
на числа 6, 7, 8 и 9 тоже отводится ровно по одному уроку.
А я бы, между прочим, с ними подольше повозилась.
Потому что учить наизусть таблицу сложения кажется мне делом бесперспективным, а вот пощупать - из каких кусочков может быть сложено то или иное число - очень полезно.

Получается, что дети сначала привыкают к тому, что на уроках математики занимаются чем-то простым и скучным, а потом вдруг - раз! - и половина детей оказывается за бортом.

Те, кто до школы освоили счёт, и не только могут произнести скороговорку "один-два-три-четыре-пять", но и понимают суть количества - тем по-прежнему легко. Подумаешь, 5 + 2 - чего там сложного?
А вот те, кто реально ориентируется пока только в первой пятёрке, начинают "плавать".
И с каждым днём им становится всё сложнее.
Меж тем учебник уже торопится дальше, а многие дети ещё и в пределах первого десятка не слишком хорошо ориентируются.
Что делают дети?
Они приспосабливаются.
Учатся списывать у шустрых соседей.
Осваивают мастерство угадывания по лицу.
И раз за разом снова убеждаются в том, что математика - наука телепатии, надо по выражению лица учителя угадать, складывать или отнимать, и какой будет ответ.

Задачи "повышенной сложности" тем более вызывают недоумение. Совершенно непонятно, как к ним подступиться.
"Вырежи из бумаги в клетку такие фигуры и сложи из них квадрат."
Вы видели учителей, которые бы реально давали на уроке такое задание?
А вы видели первоклассников, которые могли бы такое решить сами, без подсказок?
А таких, которые могли бы вырезать хитрые фигурки по клеточкам?

Считается, что дети не знают чисел больше 10, меж тем урок № 20, где вводится число 1, находится на странице 43 учебника. Как дети должны открывать нужную страницу?
Число 3 вводится в уроке № 29, на странице 60, и в этом уроке 8 заданий, часть из которых - с длинными текстами. Кто эти тексты читает - сами дети, мама, учитель?
В учебнике прямо вводится противопоставление: это квадраты, а это - прямоугольники. Это квадраты, а это - ромбы. И по 2 примера, никаких определений...

Я уж не говорю про картинки в учебниках математики. От них мне хочется плакать. Звери не похожи на зверей, а люди - на людей.
Ведь бывают же красивые книжки по математике,
и интересные задачи, доступные первоклашкам тоже бывают,
в том числе такие, которые вообще не содержат текста!

Вот, например, книги иллюстратора Анно
(развороты можно посмотреть тут: http://rikki-t-tavi.livejournal.com/tag/mitsumasa_anno)

Такое доходчивое и наглядное объяснение умножения!
Anno's Mysterious Multiplying Jar

Tags: книги, математика, школа
Subscribe

  • Наглядные счётные материалы - счётные человечки

    У нас есть набор от Learning resourse - счётные человечки All about me family, там человечки большие и маленькие, беби и котик. И у нас к этим…

  • Игры на коленочках

    Какие у вас слова в играх на коленочках типа "По кочкам"? Мы вот переделали слегка "Едем на лошадке по дорожке гладкой", у нас вместо этого "Едем…

  • Как сосчитать то, что не видно?

    У кого есть поблизости дети от 4 до 8 лет, мне прямо любопытно стало. Мы играли в точки на спине. Один другому на спине пальцем тыкает (не слишком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Наглядные счётные материалы - счётные человечки

    У нас есть набор от Learning resourse - счётные человечки All about me family, там человечки большие и маленькие, беби и котик. И у нас к этим…

  • Игры на коленочках

    Какие у вас слова в играх на коленочках типа "По кочкам"? Мы вот переделали слегка "Едем на лошадке по дорожке гладкой", у нас вместо этого "Едем…

  • Как сосчитать то, что не видно?

    У кого есть поблизости дети от 4 до 8 лет, мне прямо любопытно стало. Мы играли в точки на спине. Один другому на спине пальцем тыкает (не слишком…