но совершенно теряются, если им предложить самим придумать задачу похожего типа.
Мне кажется, что навык придумывания своих задач полезен и в 4 года, и в началке, и в любой другой момент.
Это некоторый более глубокий уровень понимания условия.
Есть дети, которые легко решают задачу,
и вроде как понимают правила.
Но если они пытаются придумать свою задачу,
то обнаруживается, что правила игры им не до конца понятны.
С малышами мы на этой неделе играли в резиночки на пальцах.
Первая задача, которую я перед собой ставила - активизация счёта.
-Возьмите себе по 2 красные резиночки, теперь две синие и две жёлтые.
Хорошо.
Теперь наденьте синюю резинку на 2 пальца, указательный и большой.
А жёлтую резинку на два маленьких пальчика, безымянный и мизинец.
Красную резинку наденьте на три пальца: указательный, средний и безымянный.
(Заодно и названия пальцев несколько раз повторили)
Альбом: dosk20_11 |
А теперь снимаем резиночки, Юра будет нам придумывать задание.
Придумывай, как нам надеть резиночки, и мы будем за тобой повторять!
-Эту резиночку вот сюда.
-Хорошо, эту - это какого цвета.
-Жёлтую.
-Ага, а на сколько пальцев? на один, на два, на три?
Казалось бы, просто, но сформулировать задание - это и школьникам зачастую сложно бывает!
Рассказывала на прошлой неделе первоклашкам тему про стрелочки из книжки Папи "Дети и графы".
Синяя стрелка указывает на мальчика, она говорит "Ты мой брат".
Красная стрелка указывает на девочку, и говорит "ты моя сестра!"
Альбом: krusok15_11-12 |
Я эту игру много раз рассказывала самым разным детям от 4 до 8 лет,
уж очень я сама её любила в детстве.
Нарисованы 3-4 кружочка, соединённых красными и синими стрелочками,
и надо понять, кто тут мальчики, а кто - девочки.
В этот раз мы придумали дополнительное обозначение - знак вопроса.
И ставили его на те кружочки, на которые не указывает ни одна стрелка,
и про которые мы не знаем, брат это или сестра.
Очень оказалось ценное расширение правил - иначе дети, видя между двумя кружочками одну синюю стрелку, говорили: "Я думаю, это два брата, мне так кажется!"
А тут был повод обсудить, что вот этот - точно мальчик, на которого стрелка указывает.
А тот - может быть и мальчиком, и девочкой, это неизвестно.
Я специально нарисовала такое задание, чтобы про некоторые кружочки было неизвестно.
Дети, высунув от усердия языки, раскрашивали мальчиков синим, девочек красным,
рисовали знаки вопроса.
Вроде, все поняли.
Тогда я предложила написать свои задания для меня.
И у половины оказалось, что на один и тот же кружочек показывает и синяя стрелка, и красная - одновременно. А на какие-то ни одна стрелка не показывает.
Умение придумывать задачи, мне кажется, не менее ценно, чем умение их решать!