И именно поэтому в Бостоне есть несколько математических школ.
Когда я в прошлый раз приезжала в Америку, меня многие спрашивали - ну и как, что тебе понравилось в Штатах? Что запомнилось?
И я рассказывала, что видела математическую школу своей мечты -
удобные классы,
огромный стеллаж с прозрачными коробками, наполненными разными конструкторами, головоломками, танграм, тримино, пентамино - и каждая головоломка не одна, а комплект на класс, и к каждому комплекту - набор последовательно усложняющихся заданий,
и папки с листочками по всем темам - аккуратно разложенные и подписанные.
В прошлый раз я провела у них всего полтора часа, и мечтала вернуться и рассмотреть всё подробно.
В этот я проводила в этой школе несколько игротек и лекций для преподавателей и для родителей.
Как только мы приехали, нас встретил мой одноклассник Саша Брук, которого я не видела лет 20.
Он тоже преподаёт в этой школе.
В Бостоне я прочитала несколько лекций для учителей и родителей - про обучение математике и про обучение чтению,
а ещё провела игротеки для разных возрастов.
Катя Маслова, которая устраивала эти игротеки, была уверена, что на лекции придёт больше народу, чем на игротеки. А вышло наоборот - родителям было интересно посмотреть, как их дети включаются в разные игры, как они реагируют, как учатся...
Некоторые эпизоды были на редкость наглядными.
Играем мы в игру "угадай, сколько шагов до кошки!"
Один мальчик уверенно говорит: "Двадцать. Или сорок"
(А комната маленькая, там и 15 шагов не наберётся)
-Давай проверим? - предлагаю я.
Мальчик шагает, громко считая шаги.
Делает 10 шагов - и упирается в кошку.
Тогда я спрашиваю его соседа, стоящего на том же расстоянии от кошки, сколько от него шагов до кошки.
Тот думает, морщит лоб - и говорит: "три!"
Следующий пробует 4 шага, и тоже оказывается далеко от кошки.
Тогда один из детей предлагает 17.
Числа до 5 дети хорошо представляют, а всё, что больше 10 - это слишком много, это "где-то там".
Играем в другую игру.
Если я говорю "мяу", то надо показать 1 палец, если "мяу-мяу-мяу" - то три,
если "мяу-мяу" - то два.
И оказывается, что на слух пятилетки могут воспринять числа не больше 3, дальше уже путаются...
А ещё было очень заметно, насколько по-разному дети и взрослые воспринимают время.
В парашют или в "кошки-мышки" дети могут играть бесконечно.
Родителям давно надоело, а дети хотят ещё.
И с игрой в "обезьянку" - то же самое.
Я складываю из 5 счётных палочек картинку, дети повторяют.
Я перекладываю 1 палочку, немного изменив картинку.
Дети снова повторяют.
"закройте глаза!" - прошу я, перекладываю палочку - и они, открыв глаза, ищут изменения.
Восторг!
Родителям уже надоела давно, а дети готовы играть ещё и ещё...
Мне кажется, мы часто торопим детей, не дав им почувствовать себя успешными на каждом этапе.
-Уже справляешься с этой задачей? Ну вот тебе задачка посложнее!
А многие дети любят сделать несколько заданий посильных, чтобы получалось.
И отдельное удовольствие - придумать похожую задачку для взрослого...