jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Десятки с десятками - как это объяснить?

В прошлый раз на уроке у первоклашек я столкнулась с тем, что дети пересчитывают, тыкая пальчиком, каждую звёздочку, даже если над каждой коробочкой написано 10.
Идея считать сразу десятками для многих пока непонятна и недоступна.
Я стала думать, как эту идею пощупать.

Начали мы с того, что искали одинаковые наборы бусин в тарелках.
Это не сложно, но развивает внимательность.
С дошкольниками мы так тоже играли - искали банки с одинаковым набором фруктов и овощей:

Потом посложнее:
надо найти, с каких двух тарелок бусины пересыпали в эту коробочку.

Альбом: krusok31_jan13


пересчитывали, пыхтели - но в итоге справились.


потом соединяли картинки по номерам.

но это действие тренирует только умение помнить правильную последовательность,
а мне-то хочется научить детей видеть, сколько целых десятков в числе 14, и сколько - в числе 42.

и тут нам на помощь пришла клинопись.


я рассказала, как в древнем Вавилоне отпечатывали палочки на глиняных дощечках,
и как они обозначали - сколько предметов, столько и клинышков, пока пальцы на двух руках не кончатся.



Первоклашкам эта идея - сколько предметов, столько и значков - очень нравится и кажется удобной.
1 v
2 vv
6 vvvvvv
9 vvvvvvvvv
Приходится задавать им провокационные вопросы - а как быть, когда кончатся руки,
и как записывать большие числа, хотя бы 35?
неужели придется отпечатывать 35 палочек?

И тогда я рассказываю им о великом изобретении, до которого додумались в древнем Вавилоне - до значка, обозначающего десяток.
Рисую полную коробочку - 10 звёздочек - и обозначаю её лежачим клинышком, который обозначал десяток.
А единички - обычными клинышками, стоячими.
получается так:
10 <
Двадцать - два таких лежачих клинышка, тридцать - три.

А со старшими я разогналась, и сходу рассказала им такую сказку:
"На одной планете живут смешные существа,
у них на каждой руке по 4 пальца.
И вот, как они записывают свои числа:
если один палец, пишут одну палочку,
если два - две палочки,
а если все руки использовали, все 8 пальцев, значит, набрался ПОЛНЫЙ ВОСЬМЕРОК! И они рисуют другой знак, волну."

получилась такая запись:
1 I
2 II
4 IIII
8 ~
9 ~I
10 ~II
17 ~~I



Мы потом даже обсудили, как записывать нашими привычными цифрами числа в такой системе,
но это было уже сложновато для многих.

Но в целом идея, что количество пальцев связано с нашей системой счисления, детей заинтересовала - как ни странно, многим это не столь очевидно было.

А на сладкое рисовали сцепленные кольца,
думали о том, как три кольца соединить, не сцепляя попарно,



это было сложно:



играли с верёвочками


дети влеклись не на шутку:


Tags: верёвочные игры, кружок, математика, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments