Идея считать сразу десятками для многих пока непонятна и недоступна.
Я стала думать, как эту идею пощупать.
Начали мы с того, что искали одинаковые наборы бусин в тарелках.
Это не сложно, но развивает внимательность.
С дошкольниками мы так тоже играли - искали банки с одинаковым набором фруктов и овощей:
Потом посложнее:
надо найти, с каких двух тарелок бусины пересыпали в эту коробочку.
Альбом: krusok31_jan13 |
пересчитывали, пыхтели - но в итоге справились.
потом соединяли картинки по номерам.
но это действие тренирует только умение помнить правильную последовательность,
а мне-то хочется научить детей видеть, сколько целых десятков в числе 14, и сколько - в числе 42.
и тут нам на помощь пришла клинопись.
я рассказала, как в древнем Вавилоне отпечатывали палочки на глиняных дощечках,
и как они обозначали - сколько предметов, столько и клинышков, пока пальцы на двух руках не кончатся.
Первоклашкам эта идея - сколько предметов, столько и значков - очень нравится и кажется удобной.
1 v
2 vv
6 vvvvvv
9 vvvvvvvvv
Приходится задавать им провокационные вопросы - а как быть, когда кончатся руки,
и как записывать большие числа, хотя бы 35?
неужели придется отпечатывать 35 палочек?
И тогда я рассказываю им о великом изобретении, до которого додумались в древнем Вавилоне - до значка, обозначающего десяток.
Рисую полную коробочку - 10 звёздочек - и обозначаю её лежачим клинышком, который обозначал десяток.
А единички - обычными клинышками, стоячими.
получается так:
10 <
Двадцать - два таких лежачих клинышка, тридцать - три.
А со старшими я разогналась, и сходу рассказала им такую сказку:
"На одной планете живут смешные существа,
у них на каждой руке по 4 пальца.
И вот, как они записывают свои числа:
если один палец, пишут одну палочку,
если два - две палочки,
а если все руки использовали, все 8 пальцев, значит, набрался ПОЛНЫЙ ВОСЬМЕРОК! И они рисуют другой знак, волну."
получилась такая запись:
1 I
2 II
4 IIII
8 ~
9 ~I
10 ~II
17 ~~I
Мы потом даже обсудили, как записывать нашими привычными цифрами числа в такой системе,
но это было уже сложновато для многих.
Но в целом идея, что количество пальцев связано с нашей системой счисления, детей заинтересовала - как ни странно, многим это не столь очевидно было.
А на сладкое рисовали сцепленные кольца,
думали о том, как три кольца соединить, не сцепляя попарно,
это было сложно:
играли с верёвочками
дети влеклись не на шутку: