jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Один-два-много, или ещё раз про состав числа

Дети, которые приходят ко мне на дошкольные занятия, как правило знают, как выглядят цифры.
Более того, они умеют отсчитать из кучи 4 кубика или 5 палочек.
И могут разложить карточки с 5 кружочками - на тарелку с цифрой 5, а с 3 кружочками - на тарелку с цифрой 3.
Но при этом многие из них освоили счёт пока только как последовательность,
и они получают доступ к следующему числу только тогда, когда произнесут предыдущее.

Вот простая аналогия:
когда вам нужно вспомнить вторую строчку третьего куплета,
это сложно бывает сделать,
не спев перед этим первые два куплета.
И если вы хотите вспомнить, какая буква в алфавите идёт после Н, то вы начнёте произносить алфавит с какой-то из предыдущих букв. (я, например, с И начну, вероятно). А дети до определённого уровня владения счётом как концепцией всегда начинают с А.
Эти дети, сложив башню из 5 синих и 5 красных кубиков, потом пересчитывают её всю по одному кубику,
хотя словесная формулировка "пять плюс пять равно десять" у них уже на слуху.
Слышать-то они слышали,
но готовы проверять каждый раз.
Мало ли, вдруг в этот раз не совпадёт?
И пальцы, про которые они в курсе, что на каждой руке их по пять - тоже на всякий случай пересчитывают, начать счёт сразу с пяти многим очень сложно.



Если попросить пересчитать,
они в принципе и 6-7 кубиков могут правильно посчитать,
если повезёт.

И если потом спросить, сколько будет, когда мы добавим один кубик - тоже сообразят.
А вот сказать, какое число было перед 6 - уже заметно сложнее.

Мы эту идею проговариваем во время подвижных игр,
когда я хочу дать детям немного размяться.
-Вы машинки, бегите, пока зелёный свет, а я буду считать.
Когда я скажу 8, это будет уже красный свет, все должны стоять.
А когда жёлтый - все едут медленно.
Когда у нас будет жёлтый?
Правильно, на 7!

Я подсмотрела у Сергея Пархоменко идею угадывать на вид, сколько камушков лежит в коробке от конфет.
Камушки я раскладываю за ширмой, потом ненадолго приподнимаю крышку.
У нас это звучит так:
"раз, два, три, Варя, смотри!"
Все остальные тоже смотрят, но тихо,
а названный угадывает.
Альбом: dosk26_27_feb13


Я раскладываю камушки не хаотично, а группами,
скажем, 3 и 1, или 4 и 2, или 3, 3 и ещё 1
Это по сути тот же состав числа, плюс внимание и память.



Иногда оставляю подольше посмотреть,
но чаще закрываю довольно быстро.

Некоторые дети успевают заметить, сколько было камушков в каждой кучке,
и потом, загибая пальцы и шевеля губами,
долго вычисляют.



За выигранные 4 камушка выдаю башенку из 4 кубиков,
так что после нескольких кругов у ребят накапливаются башни по два-три десятка,
заодно обсуждаем понемногу и двузначные числа.

Многие путают слова "двенадцать", "двадцать" и тп.

Узнавать цифры в лицо тоже нужно, конечно,
без этого неудобно,
но этот навык у большинства детей куда лучше сформирован.

Иногда мы раскладываем тарелки с цифрами, потом, пока дети закрывают глаза, я "навожу беспорядок" - меняю местами часть тарелок, или что-то переворачиваю,
а дети поправляют.


Другая любимая игра - "я больше тебя"



Число 7 говорит числам 3 и 5, что оно больше.
Как говорит?
Стрелочкой показывает, от большого к маленькому.



Эта идея всем нравится.
Тем более, что написать числа или нарисовать знак больше-меньше многие могут с трудом, а вот положить стрелочку в нужную сторону могут.


Мы начинаем не с чисел, а с точек - для многих четырехлеток это куда понятнее, чем цифры,
которые они якобы знают...
А ваши дети до какого возраста пересчитывали первые 5 пальцев?
Tags: дошколка, математика, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →