jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Феномены Пиаже в моей практике

В книге Звонкина описан известный эксперимент Пиаже о том, что до определённого возраста дети не вполне понимают, что значит слово "больше" в применении к разным предметам,
и сравнивают предметы не по количеству,
а по занимаемому месту в пространстве.
Я пробовала проверять на своих собственных детях, но они на такую штуку не ловились.
Хотя многие дети 3-4 лет ловятся.
Недавно я имела шанс в этом очередной раз убедиться.

При объяснении математики,
при постановке задачи мы пользуемся языком,
словесными формулировками,
и дети до определённого возраста понимают слова не в точности так, как мы того хотели.

Зачастую дети понимают слишком буквально.
Примеров из жизни можно привести множество.

Например, мой любимый пример:
папа с четырёхлетним мальчиком идёт гулять.
Лифт останавливается на первом этаже, и папа командует:
"Ну всё, Влад, приехали. Выползай!"

Мальчишка тут же плюхается на коленки и выползает из лифта.

Мы смеёмся такому буквальному пониманию шуток, а дети могут всерьёз испугаться, услышав, как кто-то "умирает от усталости" или кто-то говорит, что "у меня уже ноги отваливаются".

С формулировками задач и вопросов происходит то же самое:
мы не можем быть уверены, что у всех детей достаточный уровень владения языковыми формулировками,
и поэтому некоторые простые задачи они не понимают.

У Звонкина описан эксперимент с монетами и спичками, выложенными в два параллельных ряда.
Пока монеты лежат напротив спичек, парами, дети уверенно говорят, что их поровну.
А когда один из рядов раздвигают пошире, то говорят "А теперь в этом ряду стало больше!"
Они не вполне понимают пока, в какой ситуации их спрашивают про "больше по площадки",
а в какой - "больше по количеству".
Эти понятия долгое время смешиваются и путаются у некоторых детей.
И со временем сами встают по своим местам, без специальных занятий.
Просто такой этап развития.

В Омске у меня была группа шестилеток,
весьма толковых и сообразительных.

Альбом: omsk_mart13_3


В какой-то момент мы с ними играли со счётными палочками,
выкладывали узоры из 5 палочек,
потом я одну перекладывала,
а они повторяли мой узор.

Альбом: omsk_mart13_2


А потом я предложила такую игру:
они закрывают глаза, а я у каждого из узора забираю 1, 2 или 3 палочки,
потом они открывают глаза и говорят мне, сколько я палочек спрятала.

Все поняли, все справились.
-Вот тут не хватает палочки и вот здесь ещё, вы у меня две забрали!

Тогда я предложила другую игру:
я сама отворачивалась и закрывала глаза,
а они прятали часть своих палочек.

Казалось бы, для детей ситуация не сильно изменилась.
Они спрятали палочки.
Я посмотрела ... и отгадала!
-Саша, ты спрятал 3 палочки. Ты, Федя, две. А Илюша четыре. Соня две.

Дети были страшно изумлены!
-Вы подглядывали! - возмущённо сказал один. - Вы под столом посмотрели!

Я попросила одну из мам проследить, чтобы я не подглядывала, и снова отвернулась.
Дети снова спрятали палочки, я повернулась ... и опять угадала!

-Вы волшебница?! - с восхищением спросили Федя и Соня. - Откуда вы всё знаете??

А ведь считают уже до десяти, - вполне уверенно считают примеры (если они выглядят как примеры из учебника), но тут не разглядели, что это про то же самое.
Для них математика вся в задачках с цифрами, к палочкам не имеет отношения.

А вчера у меня был ещё один очень наглядный пример из той же области.
Альбом: dosk26_27_mart13


Мои любимые малыши уже умеют, тыкая пальчиком, отсчитать 5 предметов.



Но вот одна игра для большинства оказалась весьма сложной.
Я показывала на пальцах числа и просила повторить.
Скажем, 3 пальца на одной руке и 1 на другой руке.

С этим дети успешно справлялись.
Альбом: dosk26_27_feb13


Тогда я попросила показать то же самое количество пальцев, но другим способом.
Кто-то уже понимает, что можно пересчитать, и потом показать 4 пальца на одно руке, или по два пальца на каждой руке,


а для некоторых это совершенно не очевидно!

Мама пытается показать ребёнку эту идею.
Пересчитывает его 4 пальца,
потом показывает свои 4 и говорит:
-Смотри, их тоже четыре! Столько же!

Ваня смотрит на свои 4 пальца и на мамины 4, и говорит непоколебимо:
-у тебя больше! Они вон какие большие!

Этот диалог навёл меня на мысль.
Мы раздали каждому из детей по 5 деталек мозаики,
и по 5 кубиков.



пересчитали каждый из рядов,
положив их рядом.

убедились, что взяли по 5.
но только для детей это пока не аргумент!



А потом один из рядов мы раздвинули, и спросили, где больше.
Двое уверенно ответили, что поровну.
Один с сомнением сказал: "ПОХОЖЕ!"
Остальные сказали, что теперь больше там, где ряд длиннее.

И это нормально для какого-то возраста!
Они потом сами поймут, в какой ситуации вопрос "больше" про площадь, а в какой - про количество предметов!



А мы после этого играли так:
мозаики были тарелочками,
а кубики - кусками пирога.

Мама прячет, ребёнок угадывает, сколько кубиков спрятали (сколько кусков пирога съели)


Потом ребёнок прячет - мама угадывает.
В такой формулировке задача намного понятнее и проще для детей.

А вы у своих детей наблюдали феномены Пиаже?
В каком возрасте?
Tags: Омск, дети, дошколка, математика, психология, феномен Пиаже, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →