и сравнивают предметы не по количеству,
а по занимаемому месту в пространстве.
Я пробовала проверять на своих собственных детях, но они на такую штуку не ловились.
Хотя многие дети 3-4 лет ловятся.
Недавно я имела шанс в этом очередной раз убедиться.
При объяснении математики,
при постановке задачи мы пользуемся языком,
словесными формулировками,
и дети до определённого возраста понимают слова не в точности так, как мы того хотели.
Зачастую дети понимают слишком буквально.
Примеров из жизни можно привести множество.
Например, мой любимый пример:
папа с четырёхлетним мальчиком идёт гулять.
Лифт останавливается на первом этаже, и папа командует:
"Ну всё, Влад, приехали. Выползай!"
Мальчишка тут же плюхается на коленки и выползает из лифта.
Мы смеёмся такому буквальному пониманию шуток, а дети могут всерьёз испугаться, услышав, как кто-то "умирает от усталости" или кто-то говорит, что "у меня уже ноги отваливаются".
С формулировками задач и вопросов происходит то же самое:
мы не можем быть уверены, что у всех детей достаточный уровень владения языковыми формулировками,
и поэтому некоторые простые задачи они не понимают.
У Звонкина описан эксперимент с монетами и спичками, выложенными в два параллельных ряда.
Пока монеты лежат напротив спичек, парами, дети уверенно говорят, что их поровну.
А когда один из рядов раздвигают пошире, то говорят "А теперь в этом ряду стало больше!"
Они не вполне понимают пока, в какой ситуации их спрашивают про "больше по площадки",
а в какой - "больше по количеству".
Эти понятия долгое время смешиваются и путаются у некоторых детей.
И со временем сами встают по своим местам, без специальных занятий.
Просто такой этап развития.
В Омске у меня была группа шестилеток,
весьма толковых и сообразительных.
Альбом: omsk_mart13_3 |
В какой-то момент мы с ними играли со счётными палочками,
выкладывали узоры из 5 палочек,
потом я одну перекладывала,
а они повторяли мой узор.
Альбом: omsk_mart13_2 |
А потом я предложила такую игру:
они закрывают глаза, а я у каждого из узора забираю 1, 2 или 3 палочки,
потом они открывают глаза и говорят мне, сколько я палочек спрятала.
Все поняли, все справились.
-Вот тут не хватает палочки и вот здесь ещё, вы у меня две забрали!
Тогда я предложила другую игру:
я сама отворачивалась и закрывала глаза,
а они прятали часть своих палочек.
Казалось бы, для детей ситуация не сильно изменилась.
Они спрятали палочки.
Я посмотрела ... и отгадала!
-Саша, ты спрятал 3 палочки. Ты, Федя, две. А Илюша четыре. Соня две.
Дети были страшно изумлены!
-Вы подглядывали! - возмущённо сказал один. - Вы под столом посмотрели!
Я попросила одну из мам проследить, чтобы я не подглядывала, и снова отвернулась.
Дети снова спрятали палочки, я повернулась ... и опять угадала!
-Вы волшебница?! - с восхищением спросили Федя и Соня. - Откуда вы всё знаете??
А ведь считают уже до десяти, - вполне уверенно считают примеры (если они выглядят как примеры из учебника), но тут не разглядели, что это про то же самое.
Для них математика вся в задачках с цифрами, к палочкам не имеет отношения.
А вчера у меня был ещё один очень наглядный пример из той же области.
Альбом: dosk26_27_mart13 |
Мои любимые малыши уже умеют, тыкая пальчиком, отсчитать 5 предметов.
Но вот одна игра для большинства оказалась весьма сложной.
Я показывала на пальцах числа и просила повторить.
Скажем, 3 пальца на одной руке и 1 на другой руке.
С этим дети успешно справлялись.
Альбом: dosk26_27_feb13 |
Тогда я попросила показать то же самое количество пальцев, но другим способом.
Кто-то уже понимает, что можно пересчитать, и потом показать 4 пальца на одно руке, или по два пальца на каждой руке,
а для некоторых это совершенно не очевидно!
Мама пытается показать ребёнку эту идею.
Пересчитывает его 4 пальца,
потом показывает свои 4 и говорит:
-Смотри, их тоже четыре! Столько же!
Ваня смотрит на свои 4 пальца и на мамины 4, и говорит непоколебимо:
-у тебя больше! Они вон какие большие!
Этот диалог навёл меня на мысль.
Мы раздали каждому из детей по 5 деталек мозаики,
и по 5 кубиков.
пересчитали каждый из рядов,
положив их рядом.
убедились, что взяли по 5.
но только для детей это пока не аргумент!
А потом один из рядов мы раздвинули, и спросили, где больше.
Двое уверенно ответили, что поровну.
Один с сомнением сказал: "ПОХОЖЕ!"
Остальные сказали, что теперь больше там, где ряд длиннее.
И это нормально для какого-то возраста!
Они потом сами поймут, в какой ситуации вопрос "больше" про площадь, а в какой - про количество предметов!
А мы после этого играли так:
мозаики были тарелочками,
а кубики - кусками пирога.
Мама прячет, ребёнок угадывает, сколько кубиков спрятали (сколько кусков пирога съели)
Потом ребёнок прячет - мама угадывает.
В такой формулировке задача намного понятнее и проще для детей.
А вы у своих детей наблюдали феномены Пиаже?
В каком возрасте?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →