jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Игры с буквами и чтением, понимание смысла прочитанного, книги для начинающих читателей

Мой сын очень долго учился читать,
он знал все буквы, но не мог сам читать длинные книги почти до 8 лет.
Сейчас он читает целыми днями,
и это его самое большое увлечение, сильнее Лего, настольных игр и мультиков.
Однако шли мы к этому очень долго, и пока он был маленький, я успела напридумывать множество игр и пособий, которые бы могли помочь детям начать читать.

Про то, как дети осваивают этот сложный навык, можно почитать на сайте papmambook у Марины Аромштам,
там много интересных мыслей,
и хорошие подборки идей и книг.

Любимая моя история про детей такая:
Гришка обожал слушать книжки уже в полтора-два года,
ему нравилось рассматривать и обсуждать картинки,
и многие книги знал наизусть.

Мне казалось, что при таком интересе к книгам и его тяге к любым новым знаниям, он вот-вот начнёт читать.
И действительно, буквы Гри выучил в два с половиной года.
А в три года он понял идею, как из букв складываются слова,
и мог по буквам прочитать короткие слова типа КОТ, РЫБА, ДОМ, КИТ.
Я тогда наивно полагала, что ещё чуть-чуть - и он начнёт сам читать.
Как бы не так!

Он читал отдельные слова, но на более длинных спотыкался,
и было впечатление, что пока он читает третий слог, первый он уже забывает.
Так продолжалось примерно четыре года.
Гри мог прочитать короткое слово или даже фразу, но сам сесть с книгой он не мог.
Не дозрели какие-то важные элементы в голове,
связи какие-то не выстроились - не знаю.

И вторая сложность:
слушал он к тому времени длинные и сложные книги с продолжениями,
а читать мог что-то элементарное, типа "папа ест суп".
Перескочить сразу на чтение интересных книг, подходящий по возрасту, ему было сложно,
не хватало техники чтения и упорства - чтобы эту технику приобрести.

Ещё сложнее детям, которые растут в двуязычной среде.
Они должны не только освоить новый навык, то есть слитное чтение,
но и иметь достаточно свободный и беглый язык,
без этого читать очень сложно.
И если один язык по уровню отстаёт от другого,
то читать надо с каких-то простейших малышовых книжек,
или со скучных текстов из учебника или букваря. Это не вызывает у детей обычно ни малейшего энтузиазма.

В итоге самое главное, что работает - это разнообразные игры с буквами и чтением.
В игре развивается язык,
улучшается словарный запас,
а потихонечку и навыки чтения тоже растут.

Многие дети, кстати, начинают с того, что учатся писать, и только потом уже начинают читать.
Галя у меня подписывала с трёх лет все свои картинки, потом начала сочинять свои книги - с текстами и картинками.

А какие первые книги ваш ребёнок прочитал самостоятельно?
Были ли книги, которые ему САМОМУ хотелось прочитать?
Если дети читают на двух языках, то с каких книг вы начинали на втором языке?
Какие словесные игры вы любите?

Про чтение и игры с буквами у меня в ближайшее время будет три лекции:

в Ход Ха Шароне в эту пятницу
запись здесь

в Москве в школе Драгоценность
Запись тут

на фестивале Стар-Ап 26 апреля тоже будет такая лекция, но покороче, на час где-то,
я напишу потом подробнее ближе к делу.
Tags: Израиль, книги, лекция, словесные игры, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →