jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Чему учит эта игра?

Меня часто родители и педагоги спрашивают, чему учит та или иная игра.
А у меня на это два противоположных ответа.
С одной стороны, каждая игра на определённом этапе может быть для ребёнка развивающей.
С другой стороны, даже самая полезная и умная игра может оказаться в данный момент совершенно бесполезной для данного конкретного ребёнка.
Мы можем говорить о том, каким потенциалом обладает та или иная игра.
Но - как и в любых других областях педагогики - мы не можем, положа руку на сердце, гарантировать результат.
Мы можем предложить такие вариации правил или другие, одну игру или другую, но обещать, что дети, игравшие в эту игру, точно смогут делать то-то и то-то мы не можем!
Возможно, они научились этому не там, не у нас или не тогда. Или не научились сейчас, потому что не хватает какого-то базового навыка.

Я люблю придумывать игры,
или вариации известных игр,
но я и чужой опыт активно использую.

И мне нравится идти от детей,
если им легко даётся игра, я усложняю правила,
а если им сложно - то я придумываю более простые правила.

Скажем, когда я играю с 4-летками в игры типа Spot it,
то я убираю элемент скорости.
Просто даю каждому две карточки, и прошу найти - какой зверь есть и на той карточке, и на другой.
Потом меняю карточку.

А в игре "хали-гали" я иногда прошу более успешных детей, чтобы они поделились своими карточками с теми, у кого сейчас карт мало.
Иначе игра быстро закончится, и кто-то будет огорчаться.

Один раз меня спросили, не думаю ли я, что если я учу детей в игре уступать и делиться карточками, то я тем самым оказываю им медвежью услугу. "Мир жесток и опасен, а вы их учите делиться. Не получится ли так, что они вырастут лузерами?"

Мне кажется, что это вопрос убеждений.
В моём понимании мир не жесток, а интересен и изобилен, в нём есть и хорошие люди, и плохие, и от человека зависит, каких людей и какие ситуации он к себе притягивает.

В какой-то мере каждая семья выстраивает для своего ребёнка мир, транслируя ему свои убеждения.
И ребёнок, чья мама видит мир опасным, будет бояться незнакомых мест с незнакомых людей с большей долей вероятности, чем тот, в доме которого много гостей.
Это не хорошо и не плохо, просто каждый выстраивает свой мир, и делится с детьми тем, что считает важным. В том числе и своими опасениями, и своей картиной мира.

И именно поэтому дети, играющие в одну и ту же игру, могут вынести из этого совершенно разные уроки.

Каждая игра, которую осваивает ребёнок, начинается с подражания каким-то значимым людям, и потом уже становится собственно игрой, с возможностью вариаций.
Развивают ли что-то пальчиковые игры?

Честный ответ: неизвестно. Но многие дети и родители получают от этих игр море удовольствия, и поэтому эти игры столь живучи, и есть на всех языках.

Полуторагодовалый пытается повторять пальчиковые игры, и для него это радость от общения со взрослым, и сложность с точки зрения моторики.
Двухлетке обычно уже проще повторить движение, и он гордится тем, что может показать вовремя нужную фигуру, но ему сложно произнести текст.
Трёхлетке обычно легко уже и сказать и показать, но он радуется, если сам придумывает движения для своих игр и сказок.

Моя сестра, когда была маленькая, разыгрывала целые длинные спектакли на пальцах, у каждого пальчика было своё имя, свои одёжки из фантиков, и она могла долго сама так играть.
А есть дети, совершенно равнодушные к пальчиковым играм - и это тоже нормально, и не повод переживать.
Наше дело - предложить ребёнку те игры, которые радуют и нас, взрослых, и его тоже могут порадовать.
Если подошли игры, то ребёнок их начинает повторять...

С хороводами та же история - не все дети их любят, и это совершенно нормально,
но многих детей очень радуют общие игры, в том числе подвижные.

И если я пишу "эта игра развивает то-то и то-то", то я имею в виду, что она может развивать то-то и то-то при удачном стечении обстоятельств.
Но самое главное для меня во всех играх - взаимодействие людей вокруг игр.

А ваши дети любят пальчиковые игры?
А вы учите детей уступать во время игры?
Чему вы ещё учите детей, когда вы вместе играете?
Tags: игры, пальчиковые игры
Subscribe

  • Азбука с играми и картинками. Мы сделали это!

    Много лет назад я задумала нарисовать свою азбуку в картинках. Зачем? Неужели мало азбук и букварей? Много, в том-то и дело, но ни в одной азбуке не…

  • Намёк понял - и другие словесные игры

    Самая любимая из словесных игр - "Шляпа". Много лет играем, реквизита не нужно - только бумажки и карандаши. До того играли пару лет в "Элиас" -…

  • 26 лет - много или мало?

    Что вы делали, когда вам было 26? У меня вот в 26 было уже двое детей: двухлетний Гри и новорожденная Галка. А сегодня как раз 26 лет моему сыну - и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Азбука с играми и картинками. Мы сделали это!

    Много лет назад я задумала нарисовать свою азбуку в картинках. Зачем? Неужели мало азбук и букварей? Много, в том-то и дело, но ни в одной азбуке не…

  • Намёк понял - и другие словесные игры

    Самая любимая из словесных игр - "Шляпа". Много лет играем, реквизита не нужно - только бумажки и карандаши. До того играли пару лет в "Элиас" -…

  • 26 лет - много или мало?

    Что вы делали, когда вам было 26? У меня вот в 26 было уже двое детей: двухлетний Гри и новорожденная Галка. А сегодня как раз 26 лет моему сыну - и…