А у меня на это два противоположных ответа.
С одной стороны, каждая игра на определённом этапе может быть для ребёнка развивающей.
С другой стороны, даже самая полезная и умная игра может оказаться в данный момент совершенно бесполезной для данного конкретного ребёнка.
Мы можем говорить о том, каким потенциалом обладает та или иная игра.
Но - как и в любых других областях педагогики - мы не можем, положа руку на сердце, гарантировать результат.
Мы можем предложить такие вариации правил или другие, одну игру или другую, но обещать, что дети, игравшие в эту игру, точно смогут делать то-то и то-то мы не можем!
Возможно, они научились этому не там, не у нас или не тогда. Или не научились сейчас, потому что не хватает какого-то базового навыка.
Я люблю придумывать игры,
или вариации известных игр,
но я и чужой опыт активно использую.
И мне нравится идти от детей,
если им легко даётся игра, я усложняю правила,
а если им сложно - то я придумываю более простые правила.
Скажем, когда я играю с 4-летками в игры типа Spot it,
то я убираю элемент скорости.
Просто даю каждому две карточки, и прошу найти - какой зверь есть и на той карточке, и на другой.
Потом меняю карточку.
А в игре "хали-гали" я иногда прошу более успешных детей, чтобы они поделились своими карточками с теми, у кого сейчас карт мало.
Иначе игра быстро закончится, и кто-то будет огорчаться.
Один раз меня спросили, не думаю ли я, что если я учу детей в игре уступать и делиться карточками, то я тем самым оказываю им медвежью услугу. "Мир жесток и опасен, а вы их учите делиться. Не получится ли так, что они вырастут лузерами?"
Мне кажется, что это вопрос убеждений.
В моём понимании мир не жесток, а интересен и изобилен, в нём есть и хорошие люди, и плохие, и от человека зависит, каких людей и какие ситуации он к себе притягивает.
В какой-то мере каждая семья выстраивает для своего ребёнка мир, транслируя ему свои убеждения.
И ребёнок, чья мама видит мир опасным, будет бояться незнакомых мест с незнакомых людей с большей долей вероятности, чем тот, в доме которого много гостей.
Это не хорошо и не плохо, просто каждый выстраивает свой мир, и делится с детьми тем, что считает важным. В том числе и своими опасениями, и своей картиной мира.
И именно поэтому дети, играющие в одну и ту же игру, могут вынести из этого совершенно разные уроки.
Каждая игра, которую осваивает ребёнок, начинается с подражания каким-то значимым людям, и потом уже становится собственно игрой, с возможностью вариаций.
Развивают ли что-то пальчиковые игры?
Честный ответ: неизвестно. Но многие дети и родители получают от этих игр море удовольствия, и поэтому эти игры столь живучи, и есть на всех языках.
Полуторагодовалый пытается повторять пальчиковые игры, и для него это радость от общения со взрослым, и сложность с точки зрения моторики.
Двухлетке обычно уже проще повторить движение, и он гордится тем, что может показать вовремя нужную фигуру, но ему сложно произнести текст.
Трёхлетке обычно легко уже и сказать и показать, но он радуется, если сам придумывает движения для своих игр и сказок.
Моя сестра, когда была маленькая, разыгрывала целые длинные спектакли на пальцах, у каждого пальчика было своё имя, свои одёжки из фантиков, и она могла долго сама так играть.
А есть дети, совершенно равнодушные к пальчиковым играм - и это тоже нормально, и не повод переживать.
Наше дело - предложить ребёнку те игры, которые радуют и нас, взрослых, и его тоже могут порадовать.
Если подошли игры, то ребёнок их начинает повторять...
С хороводами та же история - не все дети их любят, и это совершенно нормально,
но многих детей очень радуют общие игры, в том числе подвижные.
И если я пишу "эта игра развивает то-то и то-то", то я имею в виду, что она может развивать то-то и то-то при удачном стечении обстоятельств.
Но самое главное для меня во всех играх - взаимодействие людей вокруг игр.
А ваши дети любят пальчиковые игры?
А вы учите детей уступать во время игры?
Чему вы ещё учите детей, когда вы вместе играете?